Статуя поцелуя моряка и медсестры в сан-диего. Поцелуй, ставший символом конца второй мировой войны Поцелуй таймс сквер

В США скончался Глен Макдаффи — человек, который утверждал, что на облетевшем весь мир снимке «Поцелуй» изображён именно он. До сих пор невозможно с уверенностью утверждать, что Макдаффи говорил правду, зато сейчас эпизод со спонтанным поцелуем воспринимается как одна из самых романтичных «фотоисторий». АиФ.ru рассказывает о судьбе культового снимка.

Самый известный поцелуй на Таймс-Сквер

На самом деле у фотографии, которая стала символом целой эпохи, нет названия. В разных изданиях она фигурирует как «День победы над Японией на Таймс-Сквер», «День победы» или просто «Поцелуй», а сам автор называл её «Безоговорочная капитуляция».

Снимок был сделан 14 августа 1945 года в сердце Нью-Йорка. В тот день президент Трумэн объявил о капитуляции Японии, и американцы устроили по этому поводу «народные гулянья». Наблюдал за празднествами на Таймс-Сквер и фотокорреспондент журнала Life Альфред Эйзенштадт . В какой-то момент в объектив его камеры попала необычная сцена: счастливый молодой моряк лет 20, проходя мимо такой же молоденькой медсестры, притянул её к себе и поцеловал «от избытка чувств», а потом просто пошёл дальше. Мимолётного эпизода хватило, чтобы сделать фото, которое стало легендарным и прославило своего автора. Стоит отметить, что существует и другая версия снимка — в этот же момент пару запечатлел фотограф ВМФ Виктор Йоргенсон. Правда, работа Йоргенсона была сделана с другого ракурса — в итоге у него не вышло той глубины кадра и перспективы, что на снимке Эйзенштадта. В результате фотография Йоргенсона широкой известности не получила.

Альфред Эйзенштадт. 23 августа 1995 года. Фото: Commons.wikimedia.org /William Waterway Marks

Медсестра и лжеморяки

Скульптура в честь знаменитого поцелуя была установлена в США в 2007 году. Фото: Commons.wikimedia.org/ U.S. Navy photo by Mass Communication Specialist Seaman David A. Brandenburg/

Спустя неделю журнал Life опубликовал фотографии празднования победы, собранные со всей страны. Целую страницу в подборке занял нью-йоркский снимок Эйзенштадта. «Поцелуй» стал одним из самых узнаваемых фото в мире, но его герои оставались анонимными — всё произошло быстро и спонтанно, автор не успел спросить имён у медсестры и моряка.

В 1970-х в редакцию Life пришло письмо от девушки, запечатлённой на снимке — героиня представилась как Эдит Шейн и рассказала, как случайно попала в кадр. Установить личность моряка оказалось сложнее: на фотографии его лицо видно не очень чётко. За несколько десятков лет в редакцию обратилось не меньше 10 человек, которые заявляли, что на фото именно они. «Опознать» моряка помогала Шейн: у каждого претендента она спрашивала, что сказал ей молодой человек сразу после поцелуя. «Лжеморяки» пытались выкрутиться: кто-то предполагал, что герой попросил у девушки номер телефона, кто-то рассказывал, что назначил ей свидание. На самом же деле молодой человек не произнёс ни слова.

До сих пор так достоверно и не установлено, что за мужчина изображён на снимке. Но чаще всего называют имя Карла Мускарелло — именно ему поверила Эдит Шейн. Также в списке наиболее вероятных кандидатур числятся Джордж Мендоса и Гленн Макдаффи — кстати, последний настоял на судебной экспертизе, и эксперт пришёл к выводу, что в кадр попал действительно Макдаффи.

Скульптура и флешмоб в честь фотографии

Сейчас неподалёку от Таймс-Сквер поставили статую, которая повторяет сюжет легендарной фотографии. На открытии присутствовала постаревшая медсестра Эдит Шейн — ей выпала честь сдёрнуть со скульптуры белую ткань.

Снимок «Поцелуй» стал для многих американцев символом мира, и до сих пор каждый год 14 августа рядом со статуей собираются сотни пар, чтобы создать реконструкцию фото. В назначенное время пары одновременно начинают целоваться — причём многие девушки для антуража надевают короткие белые платья, а мужчины — матроски.


  • © Commons.wikimedia.org / Robert Kenneth Wilson

  • © Commons.wikimedia.org / Nationaal Archief of the Netherlands
  • © Commons.wikimedia.org / Евгений Халдей
  • © Commons.wikimedia.org / Charles Levy
  • © Commons.wikimedia.org / Alfred Eisenstaedt
  • © Flickr.com / Arthur Sasse

День Победы над Японией на Таймс-сквер (англ. V-J Day in Times Square) - фотография, сделанная Альфредом Эйзенштадтом, на которой запечатлён американский моряк Гленн Макдаффи, целующий медсестру Эдит Шейн, одетую в белое платье, в День Победы над Японией, 14 августа 1945 года на Таймс-сквер, Нью-Йорк. Спустя неделю фотографии были опубликованы на страницах журнала Life, среди множества фотографий в 12 страничном разделе «Победа», на которых были засняты празднования победы по всей Америке. На первой странице двухстраничного разворота были представлены фотографии трёх поцелуев из Вашингтона, Канзас-сити и Майами, а фотография Эйзенштадтта занимала целую страницу напротив. Поцелуй был любимой позой для фотографов СМИ во время войны, но Эйзенштадт сфотографировал спонтанное событие, которое произошло на Таймс-сквер, когда президент Трумэн объявил об окончании войны с Японией. После получения новостей о победе, ликование началось повсюду. Официально праздник приходится не на 14 августа, а на день официального подписания капитуляции 2 сентября (в Японии отмечается как День памяти). Фотография известна под разными названиями - «День Победы над Японией на Таймс-сквер» (V-J Day in Times Square), «День Победы» (V-Day) и «Поцелуй» (The Kiss).

Предыстория

Альфред Эйзенштадт начал увлекаться фотографией в 14 лет, когда родители подарили ему его первую камеру Kodak. С началом Первой мировой войны, родившийся в Пруссии Эйзенштадт был призван в ряды немецкой армии и стал артиллеристом. Получив ранение на войне и и вернувшись к мирной жизни, он не забыл своё детское увлечение, но даже не думал делать его своей профессией. В 1927 году, ему удалось продать свою первую фотографию. И уже в начале 1930-х годов Эйзенштадт прославился фотографиями, которые сегодня считаются классикой журналистики: именно он запечатлел первую встречу Гитлера и Муссолини в 1934 году и в 1933 году сделал снимок Геббельса, с взглядом полным ненависти. В 1935 году Эйзенштадт эмигрировал в США. Он поступил на работу в журнал Life. Он работал со среднеформатной камерой Rolleiflex, позволявшей фотографировать людей, не привлекая внимания. Однако свой самый известный снимок Эйзенштедт сделал в открытую, ни от кого не таясь.

Обстоятельства

14 августа 1945 года Япония приняла условия капитуляции. Новость об этом быстро распространилась по США: на улицы вышло огромное количество людей, и находившийся в тот день в Нью-Йорке фотожурналист Life Альфред Эйзенштадт бросился со своим 35-миллиметровым фотоаппаратом Leica снимать празднование. В тот день он был на Таймс-сквер, где снимал многих, однако один молодой моряк сразу привлек его внимание. Как позже вспоминал Эйзенштадт: Ему удалось сделать четыре фотографии. В ходе поцелуя Эйзенштедт успел немного поменять настройки своего фотоаппарата: по его словам, кадры были сделаны на пленку Kodak Super Double X с выдержкой 1/125 секунды при диафрагме между 5,6 и 8. Однако самой удачной оказалась всего одна фотография из этой серии, её он и отдал…

В ночь на 8-ое сентября не стало Грета Циммер Фридман (Greta Zimmer Friedman ). Пневмония и старость сделали своё. Та самая медсестра с поцелуя на тайм-сквер, знаменитой фотографии, которая стала символом окончания войны между Японией и США. Хотя может “той девушкой” была и Эдит Шейн, не суть важно. Пусть их было несколько.

Автор снимка Альфред Эйзенштадт , который снял много знаковых и замечательных карточек, но эта одна из тех, которая стала иконой. В общем он мог больше ничего не снять, но остаться в истории.

Из истории снимка “Поцелуй на таймс сквер” кратко.

14 августа 45-го Япония признала, что США сильнее и подписала акт о капитуляции. В Нью-Йорке на знаменитой улице Тайм сквер все радуются, что они убили пол-миллиона мирных граждан, сбросив на маленький остров на города Хиросима и Нагасаки ядерные бомбы поглядеть, что называется, новое оружие в действии. Все радуются в общем, праздник. Фотографию называют по разном: «День Победы над Японией на Таймс-сквер» (V-J Day in Times Square), «День Победы» (V-Day) и «Поцелуй» (The Kiss). Что интересного? Первое, снимков было много и разных авторов и с разных городов аж. Справа снимок Альфреда на весь разворот, слава- “чужие”.

Разворот “того самого” журнала Life, где всего (по тем временам быстро) спустя неделю были напечатаны снимки.

Что было до “Поцелуй на таймс сквер”

Поцелуй был своего рода клише того времени. И, наверное, здесь надо вспомнить не менее знаменитый снимок поцелуя Роберто Дуано. Но, фи, это постановка. Хотя в создание шаблона “поцелуя” роль этого снимка переоценить нельзя.

Альфред Эйзенштадт давно охотился за поцелуями. Например у него есть серия фотографий со станции с Пенсильванского вокзала в Нью-Йорке (New York, Penn Station). Серия называется “Прощальный поцелуй” (Goodbye kissing). Открытие второго фронта, 1944 год, отправка солдат.

Ну и как же самому не впасть под магию поцелуев. Альфред сам захотел.

Конкуренция фотографии “Поцелуй на таймс сквер”

Само собой, Альфредом Эйзенштадт был не одним фотографом на площади. Бок о бок с ним работал фотограф Виктор Йоргенсен (Victor Jorgensen) с конкурирующего издания The New York Times, где и была опубликована его работа очень похожа на известный снимок, но, как известно, красота фотографии в деталях и “иконой” стал снимок Альфреда. Хотя The New York Times с этим не согласен.

Виктор Йоргенсен и его “Поцелуй”

Теперь самое интересное, о личностях, которые были сфотографированы. Альфред был приверженец случайной и честной фотографии, поэтому он не познакомился с целующими, а лиц не видно, что дало простор для спекуляций. В 1980-ом году, прочитав интервью с автором, на этой фотографии себя узнала уже престарелая воспитательница детского сада Эдит Шэйн. Альфред даже с ней встретился, снимок подарил, но до конца так и не был уверен, что “эта та самая”. Чуть позже еще две девушки себя узнали на этой фотографии как раз Грета Фридман, и Барбара Сокол. С мужчинами было еще сложнее. На место моряка с фотографии претендовали аж 11 человек. Эдит Шейн – девушка номер один, утверждала, что это Карл Мускарелло. Родная мама его тоже узнала, написав ему: «Ты что, не знаешь, что не должен целоваться с незнакомками? Ты же можешь заразиться чем-нибудь». Но другой претендент Гленн Макдаффи был с этим не согласен и в 2007 году он привлек к анализу фото судебного эксперта Лоис Гибсон. Тот якобы с успехом доказал правоту Гленна….

Фотография стала на столько популярной что стали проводится фестивали поцелуев в честь американского дня победы. Появилисьскульптуры (на самой тайм сквер тоже были, но не постоянные). Самая впечатляющая Сан-Диего, огромная и цветная на фоне военных кораблей.

Видео с автором снимка “Поцелуй на таймс сквер” Альфредом Эйзенштадтом.