Современная русская литература презентация к уроку по литературе (11 класс) на тему. Литературная матрица xxi века (общая характеристика современного литературного процесса) - презентация Презентация на тему современная литература 21 века

Слайд 2

2 1985 год. Становление и развитие новой литературы. В.Распутин «Пожар»(90г.) Ч.Айтматов «Плаха» (87г.) В.Астафьев «Печальный детектив» (97г.) «Постсоветская» литература. Исчезновение «соцреализма» в начале 1990-х годов. Рост ностальгии по СССР в начале 2000-х годов. Реабилитация соцреализма. Александр Проханов. Роман «Господин Гексоген». Обзор современной литературы дается на материале статей и лекций: С.И.Чупрынин – редактор журнала «Знамя». «Нулевые годы – ориентация на местности» Андрей Степанов, Санкт-Петербургский государственный университет. «Современная русская литература (краткий обзор)». Александр ВладимировичаЛеденёв. Лекции профессора МГУ, доктора филологических наук

Слайд 4

4 Литература барокко или необарокко. Изображение смещенного состояния сознания. Раньше это было табуировано в литературе. Владимир Сорокин “Очередь” (1985), “Тридцатая любовь Марины” (1985), “Роман” (1994) и др. Г. Белая была права, называя “чернуху”, т.е. изображение исключительно низменного в человеческой жизни, одной из главных примет “другой” прозы. Жестокая правда об обществе была призвана обнажить ложь, фальшь, приукрашивание действительности, лицемерие и демагогию, распространенные и в жизни, и в литературе социалистического реализма.

Слайд 5

5 Неореализм. Неореализм в русской литературе ХХ1 века рассматривается как литературное направление, включающее в себя неоромантическую и немодернистскую стилевые тенденции, которые возникли на общей реалистической основе. Людмила Улицкая «Перловый суп» Марина Палей «Кабирия с Обводного канала», «Отделение пропащих». Людмила Петрушевская роман «Время ночь», «Свой круг». Литература постмодернизма Главные трибуны: Т.Толстая, В.Ерофеев. Теоретические установки постмодернизма. Идея – мир несовершенный текст, нет иерархии смысла, не нужен автор и текст. Если нет смысла, наступает бессмыслица.«Дискус»- основной термин. Произведение не подвластно авторской воли. Происходит выискивания сюжета, ремейка классики. Словарь: Дискус (Discus Symphysodon aequifasciatus Discus), одна из самых красивых аквариумных рыб.Symphysodon - symphysis, от др.-греч. σύν вместе, φύσις «природа» и ὀδούς «зуб». Термин относится к нескольким зубам над местом, где срастаются две половинки челюсти.

Слайд 6

6 Приемы постмодернизма Перенос признаков от общего к частному. Оценка состояния тупика. Жизнь иллюзия – это установочная идея. Жизнь – это комбинация знаков. Набоков «Король, дама, валет». Главные герои: Франц, Марта, Драйер. Первые буквы составляют аббревиатуру ФМД. Это инициалы известного писателя. Татьяна Толстая «Кысь» Фамилии совпадающие с едой: Хлебников, Караваева, Колбасьев, Сытин, Голодный или насекомые: Тараканова, Бабочкин,Жуков, Шмелев, Шершеневич.. В.Пелевин «Ампир В» Название, вынесенное на обложку книги, Empire «V» можно перевести как «Империя V», также в нём обыгрываются слово «вампир» (в- ампир или v-empire (англ.vampire)).

Слайд 7

7 Жанр литературной биографии. А.Варламов выпустил книги о М.М.Пришвине. А.Грине, А.Н.Толстом, Г.Распутине, М.Булгакове. Дм.Быков «Пастернак» Л.Лосев «Иосиф Бродский Дм.Новиков «А.Блок» Алла Марченко «Ахматова». П.Басинский «О Толстом». Майя Кучерская «Константин Павлович».

Слайд 8

8 Поэзия Б.Ахмадулина Тимур Кибиров Дм.Володинников Вера Павлова Сергей Ганглевский

Слайд 9

9 Развлекательная литература: Александра Маринина (детективный жанр). Дарья Донцова Награды Лауреат премии «Писатель года» в 2001, 2002, 2003 годах. Лауреат премии «Бестселлер года» (учреждена газетой «Книжное обозрение») в 2002, 2003 годах. Лауреат премии торгового дома «Библио-Глобус» в номинациях «Автор года» и «Имя года» в 2002 году. Лауреат ежегодного открытого конкурса «Книга года» (Министерства по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации России) в номинации «Бестселлер года» в 2003 году. 5 марта 2003 года была заложена звезда в честь Дарьи Донцовой на литературной Площади звезд в Москве на Страстном бульваре. 24 июня 2005 года Дарье Донцовой был вручён общественный Орден Петра Великого 1-й степени с лентой за большой личный вклад и выдающиеся заслуги в области литературы. в 2006 и 2007 году Дарья Донцова признавалась «Писателем года»..

Слайд 10

10 Гламурная литература: Оксана Робски Литература фэнтези: Сергей Лукьяненко Новая литература Литература изменила свой курс. В литературе происходят глубинные процессы. Искусство стало как правдоискательство.Стремление к истине, поиск духовных основ. В.Маканин и В. Путин Людмила Улицкая, Владимир Маканин – современные писатели, метры литературы. Владимир Маканин «Андеграунд», «Ассан»

Слайд 11

11 Новаторы. В.Пелевин, О. Славникова, Николай Конов В.Пелевин «t», «Числа». О. Славникова «2017» Николай Конов »Нежный театр»

Слайд 12

12 2000 2001 2002 2003 Т.Толстая «Кысь» Б.Акунин «Коронация. Смерть Романовых». Л.Улицкая »Казус Кукоцкого» В. Славникова «Бессмертие» П.Крусанов »Бом, бом» А.Геласимов «Жажда» Д.Новиков «Муха в янтаре». Л.Улицкая »Сквозная линия» Современная литература

Слайд 13

13 2004 2005 2006 2007 В.Аксенов «Вольтерьянцы и вольтерьянки» Лев.Конов »Нежный театр» М. Шишкин «Венерин волос» Денис Гуцко «Без пути следа» О. Славникова «2017» В.Сорокин «День опричника» В.Пелевин «Ампир В» Андрей Дмитриев «Бухта радости» О. Славникова «Басилевс» Современная литература

Слайд 14

14 2008 2009 2010 Андрей Дмитриев «Бухта радости» О. Славникова «Басилевс» Леонид Юсифович «Журавли и карлики» П. Басинский «О Толстом». Современная литература

Слайд 15

15 Аннотация лучших произведений современной литературы. . Т.Толстая «Кысь». В романе рассказывается про то, что может произойти с Россией после ядерной войны. Роман насквозь пропитан иронией и сарказмом. роман «Кысь» – это все-таки антиупопия. В переводе с греческого «утопия» означает «место, которого нет». В толковом словаре С.И. Ожегова это слово определяется как «нечто фантастическая; несбыточная, неосуществимая мечта». Можно ли описываемое в романе назвать мечтой? Мы думаем, что вряд ли мир мутантов и «перерожденцев» можно считать мечтой. Задача антиупопии – предупредить мир об опасности, предостеречь от неверно выбранного пути. В романе Т. Толстой содержится несколько таких предупреждений. Первое из них – предупреждение экологическое. В России произошел Взрыв. (Книга писалась начиная с 1986 года, поэтому естественно возникает ассоциация с Чернобыльской катастрофой.) Лет через двести-триста после этого читатель попадает в некое небольшое поселение, окруженное крепостным тыном со сторожевыми башнями. В поселении живут люди-мутанты – похоже, бывшие москвичи и их потомки. Где-то за пределами поселения обитают точно такие же люди-мутанты.» А кто после Взрыва родился, у тех последствия другие, – всякие. У кого руки словно зеленой мукой обметаны …., у кого жабры; у иного гребень петушиный али еще чего». Причина таких «чудес» – легкомысленное поведение людей, «будто люди играли и доигрались с АРУЖЫЕМ». Здесь содержится прямое указание на актуальную проблему современности – гонку вооружений, накопление атомного оружия, проблему нестабильности мира. Вторая, не менее значимая проблема, поднимаемая в романе «Кысь» прежде всего интересна содержательная сторона. Главная проблема романа «Кысь» – поиск утраченной духовности, внутренней гармонии, потерянной преемственности поколений. С этим мнением трудно не согласиться, так как судьба главного героя в романе связана с поиском «азбуки» – того настоящего смысла жизни, который ему так и не удается найти. Тесно связана с этим и проблема исторической памяти. Никита Иванович, расставляющий столбы с табличками «Арбат», «Садовое кольцо», «Кузнецкий мост» пытается таким образом сохранить для потомков частичку прошлого, памяти, истории.

Слайд 16

16 Аннотация лучших произведений современной литературы. Б.Акунин «Коронация. Смерть Романовых».Действие этого романа происходит в 1896 году, накануне и во время коронации императора Николая II. Похищен Михаил, четырёхлетний сын великого князя Георгия Александровича. Похититель, называющий себя «доктор Линд», в качестве выкупа требует бриллиант «граф Орлов», которым украшен императорский скипетр. Если сделка не состоится, ребёнок будет возвращён родителям по частям. Но без скипетра не может состояться коронация. Эраст Петрович Фандорин берётся спасти честь монархии. Повествование ведётся в виде дневника от имени Афанасия Зюкина, дворецкого великого князя Георгия Александровича. Книга воссоздаёт трагическую атмосферу России конца XIX века и описывает Ходынскую катастрофу. Акунин несколько исказил семейные связи Романовых. Как и во всех своих произведениях, он изменил имена исторических личностей (московским обер-полицеймейстером в книге выступает полковник Ласовский, прототипом которого был реальный Власовский).

Слайд 17

Аннотация лучших произведений современной литературы. . 17 Л.Улицкая »Казус Кукоцкого». Сюжет книги об обыденной жизни советской московской семьи. Но даже такой неоригинальный сюжет имеет огромный и глубокий смысл. В книге остро затронута проблема абортов. Губить или дать началу новой жизни? Именно этот вопрос и рассматривается, а также отношение людей к этому деянию. Автор очень интересно и ярко описывает события того времени, второй половины XX века - это и разгром генетики, аресты и лагеря, похороны Сталина, хрущевская оттепель. Написана книга восхитительным языком, затягивает моментально. При совместной работе Юрия Грымова и Телекомпании НТВ по книге снят телероман. В 2001 году “Казус Кукоцкого” стал лауреатом Букера. На сегодняшний день книга издана более в 25 странах мира.

Слайд 18

Аннотация лучших произведений современной литературы. . 18 Павел Крусанов. Роман "Бом-бом" (2002) Стал финалистом премии "Национальный бестселлер" (2003). Роман описывает историю старинного дворянского рода Норушкиных, который издавна самим провидением поставлен охранять подземную "чертову башню" с мистическим "гневизовом" - орудием пробуждения русского бунта. Метод, которым воспользовался Крусановым в романе, критики определили как ловушку: "Ловушка эта - неожиданное вплетение фантастической ниточки в серый холст повседневной жизни". » В книге Крусанов с одной стороны мастерски передает атмосферу глубочайшей, искренней и совершенно лишенной рациональных корней любви к Родине, а с другой – неразрывность связи прошлого и настоящего, дня минувшего и дня нынешнего. Недаром ни мистическим врагам, ни вполне материальным супостатам так и не удалось уничтожить род, прервать традицию, передающуюся от отца к сыну, хотя на протяжении насыщенного «криптоисторического» повествования такая угроза над Норушкиными не раз нависала. «Бом-бом»–роман о Долге и Ответственности. Читатель, впрочем, может проявить акт свободного волеизъявления, сделав выбор между двумя финалами, «орлом» и «решкой». В первом случае главный герой, наш современник Андрей Норушкин, спускается в запретное подземелье, чтобы пробудить колокол, во втором – продолжает жить по-прежнему.

Слайд 19

Аннотация лучших произведений современной литературы. . 19 Андрей Геласимов «Жажда» .«Самое стоящее из всей рассмотренной прозы - это повесть Андрея Геласимова «Жажда». Главный герой (опять рассказчик) изуродован на войне - у него полностью обгорело лицо. Зарабатывает на жизнь ремонтом квартир. В перерывах между заказами пьёт до умопомрачения - чтобы ни о чём не думать и ничего не вспоминать. «Движитель сюжета» - поиски друга, опустившегося алкоголика, который продал квартиру и исчез. В результате последовательно разворачивающихся событий герой постепенно возвращается к жизни - знакомится с новой семьёй отца и своими новыми сестрой и братом, мирит рассорившихся друзей, снова начинает рисовать (до армии он учился на художника), в финале дан даже намёк на возможность любви… "

Слайд 20

Аннотация лучших произведений современной литературы. . 20 Д.Новиков «Муха в янтаре». Дмитрий Новиков ворвался в современную литературу рассказом «Муха в янтаре», опубликованным в 2002 году в журнале «Дружба народов». В рассказе соревнуются Время и вышедший из повиновения ему янтарем воспоминания застывающий момент. Время олицетворено в молоденьком лейтенанте, под чьим началом высадились на берег пять матросов медицинской службы для получения оборудования со склада. К его досаде, уставшие от службы матросы, - названные автором «эпикурейцами» - вверяют себя не его мельтешащим приказаниям, а безмолвным велениям вечности, выраженным в «обычном летнем дне» - покое, живописности побережья, «благолепии хрупкого момента». Пляж, полный загорелых купальщиц, непривычный с берега вид моря - вот те самые моменты дня, которые запечатлеются в душах героев «в мельчайших подробностях» и «потом, через много лет» осветят их жизни «целительным восторгом полноты жизни». В рассказе есть великолепный символ. Как муха, застывшая в янтаре, оставляет, таким образом, память о себе, так и человек, обволакиваясь временем, обволакиваясь теми событиями, которые происходят вокруг него, тоже остается вечностью.

Слайд 21

Аннотация лучших произведений современной литературы. . 21 В.Аксенов «Вольтерьянцы и вольтерьянки» Этот роман Василия Аксенова удостоен премии "Букер" за 2004 год.В 60-е годы восемнадцатого века, "века галантного", очень заинтересовались друг другом две значительные личности - Вольтер и Екатерина Великая. В романе Василия Аксенова оживают старинные картины, и сходят с них благородные герои, кипят страсти, нам непривычные, завязывается нешуточная драма нестареющих вольтеровских идей...

Слайд 22

Аннотация лучших произведений современной литературы. . 22 Денис Гуцко мало известен широкой публике. Да и вручение ему в 2005 году премии «Букер – Открытая Россия» тоже стало неожиданностью для всех. Однако, не сомневаюсь, премию автор получил по праву. Гуцко пишет хорошим русским языком, пишет на серьезные темы, не играя в постмодернизм, не идя на поводу у читателя. Роман «Без пути-следа» ─ о молодом человеке, родившемся в Грузии, но после распада СССР вынужденного вернуться на родину матери, в Ростов. Как прижиться на новом месте – и вроде бы не в чужой стране – человеку, воспитанному на других обычаях, в другой культуре, говорящему по-другому? Оказывается, это большое испытание, которое сложно выдержать. В один прекрасный день Митя не может получить российский паспорт. Начинается унизительное хождение по кабинетам и стояние в очередях. Родина не хочет нового гражданина. Василий Аксенов едко заметил: «Не может стать проблемой романа проблема получения паспорта». А проблема обретения Родины? Сейчас это слово немодно. А для Гуцко тема оказывается насущной, глобальной, от нее зависит жизнь его героя. Человек не может быть без роду, без племени, жить, не оставляя следа. Обрести Родину – значит обрести себя, и Гуцко пишет об этом поиске пронзительно, откровенно, иногда слишком темно и безысходно.

Слайд 23

Аннотация лучших произведений современной литературы. . 23 О. Славникова«2017» В романе Ольги Славниковой действие происходит на Урале, и мир горных духов, некогда описанный Бажовым, не оставляет героев, будь то охотники за самоцветами, что каждое лето отправляются в свой тайный поход, или их подруги, в которых угадывается образ Хозяйки Медной горы. А тем временем приближается 2017 - и на городской площади разыгрываются сцены Октябрьского переворота: костюмированное шоу перерастает в серьезные беспорядок.

Слайд 24

Аннотация лучших произведений современной литературы. . 24 Андрей Дмитриев «Бухта радости» Однако новый его роман «Бухта радости» выглядит попыткой захватить куда более широкую аудиторию. Действительно, скучным роман не назовешь. Помимо того, что он написан изобретательно и искусно, в нем еще и отчетливая фабула есть – прихотливо завернутая, затягивающая. В романе множество персонажей, от главных до третьестепенных и проходных, которые должны вроде бы нам представить бесконечное разнообразие людей, радующихся и горюющих на фоне этой самой подмосковной Бухты, зоны отдыха.

Слайд 25

25 М. Шишкин«Венерин волос»Русский толмач беспрестанно перемещается по миру - Цюрих, Париж, Рим, - за ним стелется шлейф языков. Но в каждом городе он видит между камней знакомую травку - папоротник Венерин волос, или адиантум - и взгляд на него всякий раз возвращает его из евромешанины языков к русскому строю мыслей, которые если и можно записать, то только кириллицей. Недаром герой одержим поисками могилы одного из создателей азбуки, святого Кирилла; именно эта идея и руководит его странствиями. Сам Шишкин говорит о своем произведении так: Это книга о самых простых вещах, без которых жизнь невозможна. Венерин волос - это травка-муравка, которая в мимолетном городе Риме - сорняк, а в России - комнатное растение, которое без человеческого тепла не выживает. Я писал этот роман в Швейцарии, во Франции, в Риме. Он очень русский, но одновременно выходит за границы русского мира, не помещается в них. Россия - только малый кусочек большого Божьего мира. Аннотация лучших произведений современной литературы.

Слайд 26

26 Несколько лет назад появилось новое поколение писателей. Его судьба оказалась счастливой: литературная общественность встретила молодых авторов доброжелательно, «толстые» журналы охотно пустили их на свои страницы, ежегодно стал проходить Форум молодых писателей России. Молодая литература живет по своим правилам. Молодые авторы ищут новый язык, свои способы познания и создания действительности. Но ценностные ориентиры для всех них незыблемы. Стремление к истине, поиск духовных основ в наше время - вещи не чуждые молодым писателям. Интерес молодых людей, пишущих о своих сверстниках, направлен именно к духовной жизни. Многие из этих авторов находятся в самом начале пути. Но то, что они его избрали, является, безусловно, хорошим знаком и интересной тенденцией в современной литературе. В обзоре рассказывается о наиболее интересных молодых российских авторах, таких как Захар Прилепин, Дмитрий Новиков, Майя Кучерская, Ирина Мамаева, Надежда Горлова. Их публикуют литературно-художественные журналы, оценивают критики, у них выходят первые книги, они становятся лауреатами престижных премий. Обзор прозы молодых авторов России. «Молодость – величайший чародей». А.С. Пушкин

Посмотреть все слайды


Черты современной литературы 1. Абсолютная свобода – писатель творит в бесцензурном пространстве; 2. Жанровые трансформации, стирается грань между художественной литературой и документалистикой. Популярен жанр рассказа, романа, документальные хроники; 3. Диалог культур (связь с зарубежной литературой); 4. Поиск нового героя (скептик, склонен к рефлексии, беззащитен); 5.Интертекстуальность; 6. Связь с русской классикой, трансформация классической литературы.


Четыре «поколения» современных писателей Писатели-шестидесятники – «прогульщики соцреализма» «Характерными чертами этого поколения служат известная угрюмость, созерцательность, нежели активное действие. Их ритм – moderato, их мысль – рефлексия, их дух – ирония, их крик – но они не кричат…» (М. Ремизов) Виктор Астафьев Фазиль Искандер Владимир Войнович Валентин Распутин Евгений Евтушенко Василий Аксенов


Четыре «поколения» современных писателей Писатели семидесятых – «поколение отставших» Саша Соколов Венедикт Ерофеев Владимир Маканин Людмила Петрушевская Аркадий и Борис Стругацкие Андрей Битов Мы были ненасытными читателями и впадали в зависимость от книг. Книги обладали абсолютной властью над нами. На место психологической прозы приходит психопатологическая. Нас интересует уже не ГУЛАГ, а сама распадающаяся Россия».


Четыре «поколения» современных писателей Писатели восьмидесятых – «поколение перестройки» Владимир Сорокин Юрий Мамлеев Татьяна Толстая Алексей Слаповский Виктор Пелевин «Эта проза возродила интерес к «маленькому» человеку, затрагивала неизвестные ранее темы русской литературы. Для них современный – это концентрация социального ужаса, принятого за бытовую норму»


Четыре «поколения» современных писателей Писатели 90-х-2000-х – «поколение next» Илья Стогов Евгений Гришковец Дмитрий Быков Павел Санаев Олег Шишкин «Молодые писатели – первое за всю историю поколение России поколение свободных людей, без цензуры. Новая литература не верит в «счастливые» социальные изменения и моральный пафос. Ей надоели бесконечные разочарования в человеке и мире. Вместо пародий на старую литературу она балдеет от её «большого стиля».


Зарубежная литература Ирвин Уэлш (Англия) Джулиан Барнс (Англия) Эрленд Лу (Норвегия) Фредерик Бегбедер(Франция) Мишель Уэльбек (Франция) Джон Бойн (Ирландия) Жорди Гальсеран (Испания) Раймонд Карвер (США) Патрик Зюскинд (Германия) Бернар Вербер (Франция)


Литература и интернет. Литература и PR «Общая закономерность: все авторы Интернета пишут плохо. Как дебютанты, так и те, кто уже состоялся по ту сторону Зазеркалья. Искушает легкость сетевой публикации. Набрал, щелкнул «мышкой» - и планетарный читатель гарантирован. Экран преуменьшает достоинства произведения, укрупняя его недостатки» (журнал «Новое литературное обозрение») «В новой ситуации роль писателя изменилась. Раньше на этой рабочей лошадке ездили, теперь она должна сама идти и предлагать свои рабочие руки и ноги» (Татьяна Толстая)


Литература и интернет. Литература и PR произведения авторов, принадлежащих к разным поколениям здесь можно получать сведения о современных литераторах и виртуально познакомиться с ними - объединяет информацию о лучших литературных ресурсах русского Интернета: электронные библиотеки, рецензии на книжные новинки, литературные конкурсы и многое другое расположилась на портале сетевого «Русского журнала». Всего здесь размещено 24 журнала одни из -крупнейших электронных библиотек современной и классической русской и зарубежной литературы.


Премии в области литературы (Россия) Русский букер - литературная премия за лучший роман на русском языке, впервые опубликованный в минувшем году. Вручается с 1992 года (лауреаты – Елена Колядина «Цветочный крест» (2010) Национальный бестселлер - вручается в Петербурге за лучший роман, написанный на русском языке в течение календарного года. Девиз премии «Проснуться знаменитым!». Вручается с 2001 года. (лауреаты – Дмитрий Быков «Остромов, или ученик чародея» (2011) «Дебют» - присуждается авторам литературных произведений на русском языке, не превысивших на момент награждения возраст 35 лет, вне зависимости от места их проживания. Премия ежегодно вручается по пяти-семи номинациям, отражающим основные типы художественной литературы. (лауреаты «Крупная проза» - Ольга Римша за повесть «Тихая вода». «Малая проза» - Анна Гераскина за рассказ «Я тебя не слышу». «Большая книга» национальная литературная премия. Является крупнейшей в России и СНГ литературной наградой и второй по величине литературной наградой в мире по размеру призового фонда (5,5 млн руб.) после Нобелевской премии по литературе. (2010 г Павел Басинский, «Лев Толстой. Бегство из рая»


Премии в области литературы (за границей) Нобелевская премия по литературе - награда за достижения в области литературы, ежегодно присуждаемая Нобелевским комитетом в Стокгольме, вручается с 1901 года (2010 г. – Марио Варгас Льоса «Война конца света», «За детальное описание структуры власти и за яркое изображение восставшего, борющегося и потерпевшего поражение человека» Букеровская премия (Международная) одна из самых престижных наград в мире английской и мировой литературы. Присуждается автору, проживающему в одной из стран Содружества наций, Ирландии, за роман написанный на английском языке. Вручается с 1969 года (мировая – раз в два года) (2011 год – Филип Рот, США – «Немезида») Гонкуровская премия - самая престижная литературная премия Франции за лучший роман, названа в честь братьев Гонкур (2010 г. – Мишель Уэльбек «Карта и территория»)


Основные направления в современной литературе Неоклассическая проза – обращается к социальным и этическим проблемам, исходя из традиций русской литературы (В. Распутин, В. Астафьев); Условно-метафорическая проза – характерна сказовая манера повествования, фантастичность (В. Маканин, Ф. Искандер, братья Стругацкие); «Другая» проза - ироническое переосмысление культурных традиций (Т. Толстая, Л. Петрушевская, В. Ерофеев, С. Каледин) Постмодернизм - (В. Пелевин, В. Сорокин, С. Соколов, Вен. Ерофеев) Брутальная проза – (Захар Прилепин, И. Стогов); Неореализм – (Юрий Мамлеев, К. Плешаков, О. Зоберн); Драматургия – (Е. Гришковец, Н. Коляда); Поэзия: концептуализм (Т. Кибиров, Д. Пригов), материализм (И. Жданов, О. Судакова).

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Современная русская литература 11 класса

Разность эстетики Натуралистическая Авангардистская Постмодернистская Реалистическая (освобождение от идеологической заданности)

1987-1988 – возвращение из «подполья» М.А.Булгаков «Собачье сердце» А.П.Платонов «Котлован», «Чевенгур» Б.Л.Пастернак «Доктор Живаго» А.А.Ахматова «Реквием» О.Мандельштам «Воронежские тетради»

1989-1990 – возвращение литературы русского зарубежья Иосиф Бродский Владимир Набоков Василий Аксёнов Сергей Довлатов Виктор Некрасов Саша Соколов Александр Солженицын

Реабилитация истории и запрещённой словесности Восстановление исторической правды Направление «новая историческая проза», характеризующаяся чёткой гражданской позицией Представители: Ф.Абрамов, В. Астафьев, Ю. Трифонов, Анатолий Рыбаков «Дети Арбата», Вл.Дудинцев «Белые одежды», Ан. Приставкин «Ночевала тучка золотая…»

Интерес к чтению Всесоюзная Читальня Рост тиражей периодических изданий («Новый мир», 1990 – 2 710 000 экз., 1999 – 15 000) 1990 – год Солженицына 1990 – статья Виктора Ерофеева «Поминки по советской литературе»

Постмодернизм (40-е годы в западной культуре) Осмысление мира как хаоса, как текста, осознание разорванности, фрагментарности бытия Интертекстуальность – соотнесённость текста с другими литературными источниками Новый тип взаимоотношений между литературой и читателем. Читатель – соавтор текста. Восприятие художественных ценностей многозначно. Литература – интеллектуальная игра Взгляд писателя часто ироничен, парадоксален Постмодернистское повествование – книга о литературе, о книге Представители: Андрей Битов, Венедикт Ерофее, Саша Соколов, Татьяна Толстая, Иосиф Бродский

Букеровская премия. «Русский букер» Поддержка авторов, пишущих на русском языке и издательской деятельности Выдвижение номинантов критиками в long-list , из них 6 в shor-list , из них 1 букерат (премия 15 тыс. долларов) Например, Балат Окуджава (1994) «Упразднённый театр», Л.Улицкая (2001) «Казус Кукоцкого»

2 направления литературы Постмодернизм (Марк Харитонов) Постреализм (В.Маканин, Л.Петрушевская), внимание к судьбе частного человека, одинокого, самоопределяющегося

Жанры Фэнтези («Жизнь насекомых» (1993) В.Пелевина) Фантастический роман («Тавро Кассандры» Чингиза Айтматова) Мистико-политический триллер («Стражница» Анатолия Курчаткина) Эротический роман («Эрон» Ан. Курчаткина, «Дорога в Рим» Н.Климантова) Истерн («Мы можем всё» Александра Черницкого) Авантюрный роман («Я не я» Алексей Слаповского) Рок-баллада («Кумир» Алексей Слаповского) Блатной романс («Крюк» Алексей Слаповского) Уличный романс («Братья!» Алексей Слаповского) Новый детектив (Борис Акунин) Дамский детектив (Дарья Донцова, Татьяна Полякова)

Разрушение культурных запретов На употребление ненормативной лексики (Эдуард Лимонов «Это я – Эдичка!», Т.Кибиров, В.Ерофеев) На обсуждение проблем наркотиков и сексуальных меньшинств (Евгений Харитонов «Слёзы на цветах») На изображение порнографических сцен (В.Сорокин «Лёд»)

Самые популярные жанры Беллетристика - «детектив, написанный хорошим языком». Стремление создать жанр для всех Fiction -проза, проза вымысла (создание виртуальных миров)

Новейшая русская поэзия Лианозово «Московское время» «Альманах» Куртуазные маньеристы Митьки Клуб «Поэзия» Литературный салон «Зелёная лампа»

Ироническая поэзия Чёткая гражданская позиция Ирония общая, осмеяние человеческого существования в целом (В.Вишневский «Пожизни – выживаем, Полжизни - доживаем») Ирония к «совку», к советскому обывателю, прошлому Введение в текст «чужих» цитат

А жизнь, Как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, - Такой вытрезвитель. (Вл. Друк) Посмотришь с вниманьем вокруг Не то что б холодным, но все же, Перо выпадает из рук, Мороз пробирает по коже. (Игорь Иртеньев)

Выхожу один я на дорогу В старомодном ветхом зипуне, Ночь тиха, пустыня внемлет Богу, Впрочем, речь пойдёт не обо мне. Кончался век, XX век, Мело, мело во все пределы, Что характерно, падал снег, Причём, что интересно белый… (Игорь Иртеньев)

Концептуальная поэзия СОЦ-АРТ: разрушение культуры соцреализма, опровержение этой культуры, разложение на элементы – концепты (лозунги, культурные мифы, разговорные клише советской эпохи) Переделка советских лозунгов: Наша цель – коммунизм. Виталий комар и Александр Меламид

Образы «маленького человека»: Вот я курицу зажарю Жаловаться грех Да ведь я ведь и не жалуюсь Что я – лучше всех? Даже совестно, нет силы Вот поди ж ты – на Целу курицу сгубила На меня страна.

Образ «великого русского поэта»: Как я пакостный могуч – Тараканов стаи туч Я гоняю неустанно Что дивятся тараканы Неустанству моему: Не противно ль самому? Конечно, противно. А что поделаешь?

Концептуальная поэзия 2) КОНЦЕПТУАЛИСТЫ: создают свой язык путем вторичного использования речевых штампов, пословиц, поговорок, строк песен. Сбор как из осколков корабля стихотворений, но в неправильном порядке

Вагрич Бахчанян «Крылатые слова» «Чапаев: - А Васька слушает да ест! Наполеон: - В Москву, в Москву, в Москву! Всадник без головы: - Горе от ума. Сизиф: - Кто не работает, тот не ест. Крупская: - С милым рай и в шалаше. Павлик Морозов: - Чти отца своего… Эдип: - И матерь свою. Митрофан: - Я знаю только то, что не знаю. Иуда: Язык родных осин» Центон – произведение, составленное из фрагментов других произведений.

Лев Рубинштейн. Жанр картотеки 1. так. Начали. 2.Хорошо. Дальше… 23. Замечательно! 25. Прекрасно! 41. Стоп! 104. Стоп! Сначала! СМИ в сознании человека

3) минимализм – поэзия не только малых форм, но и поэзия минимального авторского присутствия и воздействия. Состоит из междометий, интонаций, пауз «Не мы владеем языком, а язык владеет нами».

Всеволод Некрасов Охохо у нас-то хорошо у них плохо что у них плохо то у нас хорошо почему уж так потому что у нас Родина а у них что.

Поэзия имиджа Установка на игру с авторским образом Первостепенное значение внешнего облика, имени, поведения, жизни, только потом – творческая практика А) митьки (по имени Дмитрия Шагина, 1985). Их атрибуты – тельняшки, ватники, борода лопатой, любовь к портвейну, обжорству, скромный запас лексики Б) куртуазный маньерист

ДЫК!?.. ЁЛКИ-ПАЛКИ!!! Дык! - Ну, елы-палы!.. Дык! - Елы-палы!.. У Икарушки бедного Только бледные ножки торчат Из холодной зелёной воды. Дмитрий Шагин

Неоклассическая поэзия 1) Метареализм – интеллектуальная поэзия, попытка создания сакральной поэтической речи. Ольга Седакова Елена Шварц Иван Жданов Виктор Кривулин 2) критический сентиментализм

Синквейн 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Жизнь. Активная, бурная. Воспитывает, развивает, учит. Дает возможность реализовать себя. Искусство. Любовь. Сказочная, фантастическая. Приходит, окрыляет, убегает. Удержать ее умеют единицы. Мечта.

Вы можете использовать данное оформление для создания своих презентаций, но в своей презентации вы должны указать источник шаблона: Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново Сайт: http:// elenaranko.ucoz.ru /

Интернет – ресурсы: http://i1358.photobucket.com/albums/q761/COBANKIZI/0_601c3_552eca8e_L_zps22761d86.png декор с кругами http:// img-fotki.yandex.ru / get /4706/28257045.5ec/0_6f5cf_5329c14_XL.png картинка для создания фона и рамочки http:// www.tre-art.ru / images / katalogi / zavitki-i-vinyetki / uglovye / cvetochnye /355_ugol_tre-art.jpg цветочный уголок http:// img-fotki.yandex.ru / get /4526/66124276.2c/0_65b3d_a86714c3_XXXL.png бабочка – 1 http:// img - fotki . yandex . ru / get /6302/83813999.36 c /0_8 e 3 f 3_71083627_ S бабочка – 2


Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Презентацию на тему "Писатели XX-XXI века" (11 класс) можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Литература. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 21 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Слайд 2

Литература рубежа XX –XXI веков

С 1990 года – это литература переходного периода. Переход от советской литературы подцензурной к существованию литературы в совершенно иных условиях свободы слова. Современный литературный процесс XXI века сопоставляют с литературным процессом начала XX века – с серебряным веком и литературой двадцатых годов.

Слайд 3

Слайд 4

Первая – половина 90-х годов

В 1-й – половине 90-х годов, в перестроечную эпоху, Россия испытывает литературный бум. Гласность, полная отмена политической цензуры привели к обилию переводной зарубежной литературы, мы все стали зачитываться детективами Чейза, Агаты Кристи. К нам вернулась запрещенная в советских условиях русская литература. «Возвращенная литература» - роман Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», Борис Пастернак «Доктор Живаго», Михаил Булгаков «Собачье сердце», «Дети Арбата А. Рыбакова, проза И.Бабеля, А. Платонова и многих других.

Слайд 5

4 «поколения» современных писателей

1 поколение современных писателей Писатели-шестидесятники, которые ворвались в литературу во время оттепели 1960- х годов, символы своего времени – В.Аксенов, В.Войнович, Ф.Искандер, В. Распутин. Сегодня – это признанные классики современной литературы, отличающиеся иронической ностальгией и приверженностью к мемуарному жанру

Слайд 7

2 поколение - авторы поколения 1970-х, дети победителей войны, советское поколение. Уже писали в условиях творческой несвободы. Это – В.Ерофеев, А.Битов, В.Маканин, Л.Петрушевская, В.Токарева. Для них актуальным и близким стала фраза «Человек хорош, обстоятельства плохи».

Слайд 9

3 поколение писателей

3 поколение писателей С перестройкой в литературу пришло новое поколение писателей – В.Пелевин, Т.Толстая, Л.Улицкая, О.Славникова, В.Сорокин. Начали работать без цензуры, свободно осваивая литературные эксперименты, затрагивали запретные ранее темы.

Слайд 11

4 поколение молодых писателей

4 поколение молодых писателей В конце 1990-х годов появляется другое поколение совсем молодых писателей. Русская литература открывает новые литературные имена таких ярких прозаиков, как – Д. Гуцко, А. Геласимов, И. Стогоff, С. Шаргунов, И. Кочергин, Р. Сенчин, З. Прилепин.

Слайд 12

Слайд 13

Особое явление - феномен литературных премий

Литературные премии ставят своей целью воздействовать на литературный процесс, открывать новые имена. В настоящее время в России существует несколько сот литературных премий. Самые значимые литературные премии. В 1991 году по британскому образцу был основан Русский Букер – первая негосударственная премия в России после 1917 года. Цель премии – «привлечь внимание читающей публики к серьезной прозе, обеспечить коммерческий успех книг. Премия «Букер», вручается за лучший отечественный роман года, написанный на русском языке, независимо от места его издания. Отличительная особенность: акцент на диссидентской литературе. За 20 лет существования премии ее победителями стали такие известные писатели, как В.Аксенов, Г.Владимов, В.Маканин, Б.Окуджава, Л.Улицкая и другие.

Слайд 14

Самая молодая литературная премия

Самая молодая литературная премия, основанная в 2005 году, - «Большая книга» Самая значимая и главная литературная премия страны по величине вознаграждения. 1 премия – 3 млн. рублей, 2 премия – 1,5 млн. руб., 3 премия – 1 млн. руб. Денежную составляющую в основном обеспечивает «Газпром». Премирование не только художественных произведений, но и литературы в жанре нон-фикшн (беллетризованные биографии великих людей). Вторая в мире после Нобелевской. У «Большой книги» самый высокий рейтинг. Она «раскручивает» писательские имена. Она делает скромных писателей «медийными» персонами, приковывает к ним внимание.

Слайд 16

Эксперименты в литературе

Пережив «переходный период», литература стала развиваться интересней, в ней начался откровенный эксперимент, пришли новые темы и направления. Сегодня литературный процесс включает в себя множество направлений: светский реализм, массовая литература, литература для клерков, блоггеровская литература, роман - антиутопия, постмодернизм.

Слайд 18

Разновидностью массовой литературы является бестселлер. Рейтинговые списки продажи книги, большие тиражи. Бестселлеры являются той литературой массового спроса, что востребуется в первую очередь. Бестселлер отнюдь не только дешёвое чтиво, в списках наиболее ходовых книг числятся и истинно замечательные образцы массовой литературы. Среди наиболее интересных, читаемых книг числятся такие авторы – Татьяна Устинова, Полина Дашкова, Сергей Лукьяненко, Евгений Гришковец, Дарья Донцова, Борис Акунин, Александра Маринина.

Слайд 19

Современный литературный процесс рубежа XX - XXI веков

Современный литературный процесс рубежа XX - XXI веков заслуживает особого внимания: 1) литература конца века подводит итог художественным и эстетическим исканиям всего столетия; 2) новейшая литература помогает понять всю сложность и дискуссионность нашей действительности; 3) своими экспериментами и художественными открытиями она намечает перспективу развития литературы XXI века.

Слайд 20

Неповторимые личности

Утонченная Людмила Улицкая, возведенный почитателями в ранг провидца и гуру Виктор Пелевин, гранд-мастер отечественного интеллектуального детектива Борис Акунин, молодой писатель Дмитрий Глуховский. Это авторы, которые делают настоящую русскую литературу. Неповторимые личности творят неповторимую литературу, что было всегда характерно для живой и свободной русской литературы.

  • Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  • Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  • Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  • Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  • Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  • Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.
  • телеведущая Наиболее известен роман писательницы - «Кысь», получивший премию «Триумф». Произведения Татьяны Толстой, в том числе сборники рассказов «Любишь - не любишь», «Река Оккервиль», «День», «Ночь», «Изюм», «Круг», «Белые стены», переведены на многие языки мира.

    РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА начала ХХI века

    Постапокалиптическую антиутопию «Кысь» Татьяна Толстая писала 14 лет. Пока это единственный роман в ее творчестве, большей частью которого являются рассказы. Спустя двести лет после ядерного взрыва, поселение Федор-Кульмичск, некогда Москва, пытается жить в новом мутировавшем мире. Мутировали не только природа, человек, животные и растения, мутировали и сознание людей, и общество, и сам русский язык. Город населен уродами с различными «последствиями», которые в качестве скотины держат «Перерожденцев», едят мышей, «червырей», «грибыши», «огнецы», пьют и курят «ржавь». В душах людей царит мрак, лишь проблески света вносят «Прежние», уцелевшие после взрыва, но переставшие стариться. Кысь – незримое существо, когтем вырывающее душу, после чего человек вроде как живой и неживой, так и не появляется на страницах романа, но каждую секунду смотрит в спину, заставляя сердца и героя и читателя биться чаще…