Внеклассное чтение. Внеклассное чтение в начальной школе План урока внеклассного чтения по произведению а

Раздел: ...затрудняюсь выбрать раздел. Список литературы на лето (о чтении, как таковом). В начальной школе списки - это для читающего ребенка прекрасный ориентир. У меня младший любитель чтения и эти списки очень помогают подкинуть ему интересные и...

Приближается лето. Мои многочисленные ученики разъезжаются на каникулы. Кто-то едет к морю, кто-то к бабушке в другой город, многие проводят каникулы на даче. Как же быть с изучением английского? Летние каникулы длятся целых 3 месяца, это очень большой перерыв в изучении языка. Многим учителям знакома ситуация, когда ребенок в сентябре приходит в класс отдохнувшим, но растерявшим свои навыки. Чтение книг – отличный способ поддерживать уровень английского. Как же правильно выбрать книгу для...

Недоумевающее: список литературы на лето. Домашние задания. Ребенок от 10 до 13. Мой сын читал, как раз из списка на лето. Сам не стал бы читать, но по программе надо было. Есть совершенно чудесное "Вафельное сердце" на возраст младшей школы, там уж точно без...

2 апреля 2015 года во всем мире отмечается День детской книги. В этот день, ровно 210 лет назад родился замечательный писатель, автор любимых миллионами взрослых и детей сборников сказок Ганс Христиан Андерсен. С тех пор было написано много замечательных книг, и сегодня психолог, эксперт фонда «В ответе за будущее» Павел Куделин рассказывает, какие из них и в каком возрасте читать интереснее всего. Своя книга Родители часто задаются вопросом – почему их дети не читают? Все очень просто...

«Неверно говорить, что дети стали читать меньше, чем родители в их возрасте, – считает школьный психолог Наталья Евсикова, – просто они читают другую литературу». Значит ли это, что мы тревожимся напрасно? «Заставляя детей читать, родители часто перегибают палку и легко «входят во вкус», – продолжает Наталья Евсикова. – Родительский прессинг, как правило, начинается одновременно с началом обучения в первом классе, но постепенно стиль отношений, основанный на принуждении, становится...

В разделе подкастов на сайте 7я.ру опубликован подкаст "Списки литературы для младшей и средней школы. Чтение на лето". Летом дети зачастую предоставлены сами себе. Отдыхать нужно всем, но к концу июля бездельничать надоедает даже самим стойким. Чем можно и нужно занять ребенка? Ответ - в новом подкасте!

Дали огромный список литературы на лето, ей все не интересно. Я говорю, читай, что интересно, предлагаю кучу книг разной тематики. Младшему 3 года почти не читаю, очень редко. И есть какая-то внутренняя уверенность, что он будет сам читать и начнет рано, но он...

Сижу заказываю тетради на 3 класс ученикам нашим) и случайно сегодня нашла список книг для внеклассного чтения на лето. Там очень большие книги, например: 1. Приключения Мюнхаузена 2. Волшебник страны ОЗ 3. Мерри Поппинс 4. Старик Хоттабыч 5. Урфин Джюс и его деревянные солдаты - Семь подземных королей 6. Гарри Поттер и философский камень 7. Королевство кривых зеркал В связи с чем вопрос, а будет "считаться", если мы Гарри Поттера на ДВД посмотрим? И еще вот К.С. Льюис "Лев, ведьма и платяной...

97% педагогов согласны с тем, что уделять время вопросам внеклассного чтения в школе необходимо Большая часть родителей читает детям вслух, как в младшей, так и в средней школе По результатам опроса составлены списки литературы для школьников: 100 книг...

Литература на лето: список книг для средней школы. Список литературы для начальной школы: внеклассное чтение. Список книг для чтения летом: 1-4 класс.

Продолжаю публиковать списки. (Первый, на 3-4 года - здесь [ссылка-1] .) Знаю, что этого, на 5-6 лет, многие очень ждут. Все нижеперечисленные книги (даю в алфавитном порядке по фамилии автора) мы с детьми читали, большинство из них - как раз в данном возрасте. (Другое дело что старшему, скажем, было 5 при первом чтении муми-троллей, а младшему-то всего три года...) Короче говоря, возраст всегда условен, возможно, вы прочтете это раньше или позже. Список буду дополнять (может, что забыла), а...

Периодически думаю о том, как сделать так, чтобы моя дочь любила читать книги. Нельзя сказать, что у меня есть такая цель, но сама я очень люблю читать и читаю постоянно, не могу без книг. И при этом знаю многих людей разного возраста, которые не читают вообще. Так вот, один мой товарищ подал интересную мысль. Он прочёл модную нынче книгу "После трех уже поздно". Там есть несколько глав про влияние ранних детских впечатлений на развитие мозга и формирование наклонностей ребенка. И вот он...

Список внеклассной литературы. Мамы детишек, окончивших начальную школу (4-ый класс), выручайте! Сын любит читать, а в школе список литиратуры на лето не дали...может кто На нашем веку это первый список книг для чтения, в новой школе:-) В старой не давали.

Теперь вопросы: 1) Какие у ваших деток списки литературы на лето перед 1 классом 2) Мамочкам чьи дети учатся: список литературы дан для того чтобы в следующем году было легче учиться? Или для увеличения скорости чтения?

Подскажите, может кто знает, список лит-ры на лето по окончании 6-го класса? Детёныш говорит, им не дали этот список. Хотя в прошлом году давали. Докапываться и припирать к стенке нет никакого желания. Уж лучше припереть к стенке самим списком, добытым самой:-))) Может, кто на память помнит какие книжки, большая просьба подсказать.

Подготовила учитель начальных классов МАОУ «Школа №139»

Васильева Елена Владимировна


Внеклассное чтение в начальной школе

Есть в начальной школе такой странный на первый взгляд предмет - внеклассное чтение. Дополнительного часа на него не выделяется, отдельная оценка не ставится, но при этом по нему даются задания и проводятся уроки.
С внеклассным чтением ребенок сталкивается уже с первого класса, когда по заданию учителя он откладывает в сторону только начатый после букваря учебник и приносит в школу какую-нибудь сказку, прочитанную и заученную вместе с мамой или бабушкой. Дальше круг произведений расширяется, усложняется, появляется всем родителям хорошо известный список литературы, более неприятный - читательский дневник, и в итоге интересное и благостное начинание превращается в пугающую обязаловку, напрочь отбивающую желание читать.

Для ребенка - в массовости, конечно, - чтение не является приятным занятием. Это трудная и кропотливая работа. Причем необходимо разделить два вида чтения: чтение как раскодирование букв и слогов и чтение как способ восприятия информации. Эти два направления, безусловно, приходится соединять, так как одно немыслимо без другого, но для ребенка начальной школы, делающего первые шаги в освоении техники чтения, это непростая задача.

Справится со всеми препятствиями, которые возникают перед младшим школьником, помогает урок чтения. На нем читают, пересказывают прочитанное, отвечают на вопросы. Работая с учебником, ребенок все глубже погружается в мир родного языка, все прочнее в его сознании связываются зависимости произношения от слогосочетаний. Он запоминает слова, начинает видеть текст в виде слов, а не букв, что способствует переходу к беглому чтению. Постепенно работа, построенная на многочисленных упражнениях, дает свои плоды - ребенок осваивает учебник, перестает читать по слогам, начинает образно воспринимать прочитанное. И тут-то появляется внеклассное чтение.

Внеклассное - значит вне класса, то есть чтение прежде всего домашнее, а также чтение вне учебника, что, думается, не менее значимо прежде всего для введения юного читателя в огромный мир художественной литературы. Ведь у ребенка начальной школы в связи с изучением программного учебника возникают определенные стереотипы и представления, ограниченные рамками, в нем установленными. Не стоит забывать о субъективизме восприятия младшего школьника. Ему свойственно одушевлять каждый личностно значимый предмет. Не является исключением и учебник по чтению. Замкнутый специфическим набором произведений, он представляет собой для ребенка целый мир, прорыв за пределы которого сравним с открытием Америки. Представления о мире книг у младшего школьника не существует - существует лишь учебник, никак не связанный в его сознании с миром книг. Провести же связующую нить между этими необходимыми и важными вещами учитель может как раз через внеклассное чтение. А уж как - исключительно мастерство и, извините, желание педагога.

Внеклассное чтение, как и любой другой предмет, должен базироваться на первостепенной цели, отвечающей на вопрос: ДЛЯ ЧЕГО ОН НУЖЕН? Так зачем же ребенку, подчеркиваю, - ребенку внеклассное чтение? Мы уже отметили - для введения в мир книг, но самое главное для того, чтобы ему было интересно.
Зачастую внеклассное чтение - это те книги, которые ребенок выбрал сам. Выбрал - и слава Богу, мог выбрать что-нибудь другое: компьютер, например, или телевизор. Так зачем изначально отбивать у него охоту читать? Роль учителя здесь судьбоносна - он может как помочь ребенку стать самостоятельным читателем, так и навсегда отбить у него желание читать. Последнее сделать проще всего. Достаточно во главу угла поставить насилие и обязательность. Результат гарантирован - у ребенка будет стойкое отвращение к книге.
Единого требования к списку литературы для внеклассного чтения нет. Есть широкий круг, включающий в себя различные произведения, но выбор книг - зависит исключительно от учителя. Предлагая список литературы своим ученикам, учитель должен учитывать следующие принципы. Во-первых, объем, может быть, у него полкласса еле читают. Во-вторых, текстовую доступность - насколько дети способны воспринимать подобную информацию. В- третьих, актуальность произведения для ребят и для себя. Может быть, педагогу самому неинтересно это произведение, так и нечего его изучать - только передашь детям собственное отвращение к данной книге.
Несмотря на то, что учитель - несомненный хозяин положения, существуют вещи абсолютно не допустимые для данного предмета. Прежде всего перегрузка детей, перемноженная с обязательностью выполнения. Как вы думаете, захочется ли ученику, например, второго класса читать в течение двух - трех месяцев навязанные три - четыре произведения с общим объемом страниц в триста - это еще может быть минимум!, - не представляющие для него особого интереса, да и еще вести дневниковую запись о прочитанном? Но не это самое обидное. Даже если ребенок их и осилит, сделает все формальные записи в свою тетрадь, то, когда подойдет время для отчета, догадайтесь, сколько времени будет разбираться толстое объемное произведение? Один урок, может, два. И все. Программа, знаете ли; все-таки главное - работа с учебником, а внеклассное чтение так, для самостоятельной работы. Какой самостоятельной работы? Как можно, предположим, "Маугли" или "Черную курицу" оставить ребенку 8 - 10 лет для самостоятельной проработки? Такая работа для него просто непосильна. Если среднему родителю предложить ввиде самостоятельной работы - с конспектированием - Фихте или - Боже упаси! - Гегеля, полюбит ли он немецкую классическую философию, увлечется ли Кантом? Сомневаюсь. Так вот и ребенок без серьезного литературного анализа, адаптированного его возрасту и развитию, не полюбит предлагаемые школой произведения по внеклассному чтению. На произведения А. Милна, А. Линдгрен, Киплинга, Н.Носова, А. Волкова, Стивенсона и многих других классиков детской литературы, чьи произведения отличаются объемом и сложностью, необходима ни одна, а зачастую и ни две недели интенсивной работы. Это от 5 до 15 уроков. Скажете невообразимо много. Ну так и нечего тогда их вовсе давать в школе. Глубину и силу таких произведений невозможно воспринять за один урок. Да и уроки по одному произведению должны быть разные: и по работе с текстом, и по обсуждению прочитанного, и викторины, и творческие работы. Только тогда ребенок сможет полноценно "переварить" то или иное литературное произведение.
Метод чем больше, тем лучше, или галопом по книгам здесь сработает с точностью наоборот - он вызовет отторжение к чтению и к книге.
И без того в современном обществе у нее масса конкурентов. И без того, загруженные на работе родители все реже берут в руки книгу, тем самым невольно показывая не самый благостный пример своим детям. А если еще и в школе нет базы для такой сложной работы, то что тогда остается детям?

В заключении хочется вспомнить о роли личности учителя в восприятии ученика начальной школы. Не буду повторять и без того всем известные слова об авторитете, примере и тому подобному. Отмечу лишь то, что этим надо пользоваться - то есть строить работу с книгой через собственный интерес к данному произведению. Интерес порождает интерес. А читающий человек порождает читающего. Так что учителю самому надо быть грамотным профессиональным читателем. Чтобы он сам, несмотря на загруженность и усталость, находил время книге, хорошей и умной, которую можно не только прочесть, но и задуматься над ней.

Русские народные сказки

Зарубежные народные сказки

А. С. Пушкин " Сказка о рыбаке и рыбке"

Бр. Гримм, сказки

А.П.Чехов "Белолобый", "Ванька"

Н. Носов "Приключение Незнайки и его друзей"

А. Милн "Винни Пух и все-все-все"

И. Крылов, басни

В. Драгунский "Денискины рассказы"

С. Маршак, стихи

Михалков, стихи

Пантелеев "Честное слово"

Список литературы 3 класс

    А.С. Пушкин "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях"

    В. Гауф "Карлик Нос", "Маленький Мук"

    Б. Житков, рассказы

    А. Волков "Волшебник Изумрудного города"

    А. Линдгрен "Малыш и Карлсон"

    Гаршин "Лягушка - путешественница"

    И. Крылов "Басни"

    Г.Х. Андерсен "Стойкий оловянный солдатик", любые другие сказки

    Р. Киплинг "Рикки - Тикки - Тави"

    В. Одоевский "Городок в табакерке"

    Е Шварц "Сказка о потерянном времени"

    Д. Мамин - Сибиряк "Серая Шейка"

    А. Платонов "Разноцветная бабочка"

Список литературы 4 класс

    Зарубежные народные сказки

    Г.Х. Андерсен "Дикие лебеди"

    П. Ершов "Конек - Горбунок"

    А.С. Пушкин "Сказка о царе Салтане"

    Р. Киплинг "Кошка, которая гуляет сама по себе"

    П. Бажов "Каменный цветок"

    А.И. Куприн "Слон"

    А.П. Чехов "Каштанка", "Мальчики"

    Ю. Олеша "Три толстяка"

    В. Гауф "Калиф - аист"

    Дж. Свифт "Остров сокровищ", "Черная стрела"

    М. Зощенко, рассказы

    Н. Носов "Незнайка в Солнечном городе"

Список литературы 5 класс

    А. С.Пушкин "Руслан и Людмила"

    И. Крылов "Басни"

    Г.Х. Андерсен "Снежная королева"

    М. Зощенко, рассказы

    Н.В. Гоголь "Ночь перед Рождеством"

    Д. Дефо "Робинзон Крузо"

    Кун "Мифы и легенды Древней Греции"

    И. Тургенев "Муму"

    К. Булычев, любые повести

    Дж. Родари "Голубая стрела"

    М. Твен "Приключения Тома Сойера"

    Э. Сетон - Томпсон "Рассказы о животных"

    Н. Носов "Незнайка на луне"

    Л. Кэрролл "Алиса в стране чудес"

Школа вооружает ребенка навыком чтения, и организация формирует чтеца. Но этого недостаточно: она должна воспитать активного читателя, который был бы в состоянии самостоятельно прочесть книгу и разобраться в ней, имел бы потребность систематического чтения, умел бы выбрать нужную книгу на определенную тему, читал бы не только занимательные книги, но и газеты, журналы пользовался бы справочной литературой.

Выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский писал: «Одной из истин моей педагогической веры является безграничная вера в воспитательную силу книги. Школа - это прежде всего книга... Книга - это могучее оружие, без нее я был бы немым или косноязычным; я не мог бы сказать юному сердцу и сотой доли того, что ему надо сказать и что я говорю. Умная, вдохновенная книга нередко решает судьбу человека». Внеклассное чтение служит прекрасным средством воспитания: развивает желание учиться, много знать и уметь, приобщает детей к высоким подвигам борцов за свободу народа, за коммунистические идеалы, формирует общественное, гражданское самосознание детей.

Современная программа определяет круг знаний и умений учащихся в области внеклассного чтения: знание лучших произведений детских писателей дореволюционного и советского времени, умение правильно оценить самостоятельно прочитанные книги, навык ориентирования по каталожным карточкам, умение выбрать нужный материал, вести читательский дневник и т. д.

Умения и навыки общения с книгой формируются «ступенчато», качественно усложняясь от класса к классу. Это сказывается и в выборе книг (тематика, жанры, язык, размеры книг), и в интересе к их авторам, и в пользовании аппаратом книги (обложка» титульный лист, оглавление, предисловие, иллюстрации и пр.), в ведении записей. Школа сообщает каждому учащемуся определенный минимум читательских умений и навыков, необходимых в жизни. Внедряется методика чтения - рассматривание книги.

Иными словами, в школе организована систем руководства внеклассным чтением учащихся, предусматривающая не только углубление того, что дети читают сами, но и специальное обучение - сообщение строго очерченных знаний, умений и навыков. Выполнение программы по внеклассному чтению осуществляется через внеклассные мероприятия, организуемые школой и библиотекой, через индивидуальную работу с детьми, в семье. С 1959 г. введена новая форма руководства внеклассным чтением, специальные уроки, проводимые в I-II классах еженедельно, а в III классе - один раз в две недели. Уроки внеклассного чтения стали основной формой работы школы в этой области.

Младшие школьники отличаются, как правило, широтой интересов: они любят читать про Великую Отечественную войну про революцию, о В. И. Ленине, о жизни школьников, о полетах в космос и о путешествиях, о животных и вообще о природе, о машинах, заводах, о колхозах и очень любят сказки. Они отдают явное предпочтение книгам о героическом - о подвигах революционеров, советских воинов об отважных путешественниках, исследователях, о детях-героях; не снижается, впрочем, интерес к книгам о природе, о жизни животных, о науке.


Общепризнанны успехи советской детской литературы и книгоиздательского дела. В нашей стране детская литература представляет собой самостоятельную отрасль литературы, она характеризуется такими именами, как А. П. Гайдар, С. Я. Маршак, К. И. Чуковский, С. В. Михалков, Г. Скребицкий, В. Бианки, А. Барто. Для детей писали А. М. Горький и В. В. Маяковский. В круг детского чтения входят также произведения, специально для детей не предназначавшиеся, но доступные им: рассказы М. М. Пришвина, И. Соколова-Микитова, В. М. Пескова, стихотворения М. В. Исаковского, А. Т. Твардовского, С. А. Есенина. Ежегодно издаются десятки миллионов экземпляров книг для детей.

Одна из задач методики - отбор и рекомендация книг для внеклассного чтения учащихся. Современная программа по русскому языку не дает списка обязательных для внеклассного чтения произведений: рекомендательные списки ежегодно публикует Всесоюзный дом детской книги. Каковы же методические принципы отбора книг, рекомендуемых детям?

Во-первых , при отборе книг нужно руководствоваться воспитательными целями. В круг детского чтения должны входить книги о революционной борьбе народов, о выдающихся борцах за освобождение трудящихся от эксплуатации, о защите Родины, о дружбе народов, о героическом труде, о нравственных проблемах, возникающих в быту, в семье, в школе, в отношениях между товарищами, о любви к природе и об ее охране и т. д.

Во-вторых, необходимо жанровое и тематическое разнообразие: проза и стихи; художественная и научно-популярная литература; книги о сегодняшнем дне и о прошедшем; произведения писателей - классиков и современных авторов; фольклор - сказки, загадки; книга и журнал, газета; произведения русских авторов и переводы...

В-третьих , учет возрастных особенностей детей, принцип доступности. Так, I классу рекомендуют рассказы, сказки, стихотворения на такие доступные детям темы, как Родина, жизнь В. И. Ленина, подвиги борцов за революцию, жизнь детей, растения и животные, сказки. В I классе авторы - К. И. Чуковский, С. Я. Маршак, В. А. Осеева, Г. Скребицкий, а также А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой.

Во II классе тематика расширяется и уточняется: появляются книги о пионерах-героях, о жизни детей за рубежом, о Великой Отечественной войне, о труде на заводе и в колхозе, сказки разных народов, научно-популярные книжки и т. п. Появляются имена В. В. Маяковского, Д. Родари, Ш. Перро, Г. X. Андерсена, В. Бианки, Е. Чарушина, Н. Носова, А. Кононова, С. Алексеева, Ю. Яковлева, Д. Н. Мамина-Сибиряка, А. М. Горького, И. А. Крылова. Появляется детская периодика - журнал, газета.

В III классе к указанной тематике и жанрам добавляется познавательная, документальная, научно-популярная литература, например энциклопедия «Что такое? Кто такой?» «Про тебя самого» А. Дорохова, «Партизанской тропой Гайдара» Б. Камова, появляется историческая литература - «Наша древняя столица» Н. Кончаловской и т. п.; биографические произведения, воспоминания о великих людях - «Рассказы о Дзержинском» Ю. Германа, «Жизнь Ленина» М. Прилежаевой, приключения- «Остров сокровищ» Л. Стивенсона, подвиги науки- «Дорога в космос» Ю. А. Гагарина, фантастика. Третьеклассники читают: М. Ю. Лермонтова и С. Т. Аксакова, Н. А. Некрасова и А. П. Чехова, А. И. Куприна и Марка Твена, Д. Дефо и К. Паустовского и Б. Полевого.

Отбор литературы - дело учителя, библиотекаря. Но рекомендация должна быть тактичной, книгу нельзя навязывать, книгой надо заинтересовать юного читателя.

Четвертый принцип отбора книг для детей- принцип индивидуального интереса, самостоятельности учащегося в выборе книги. Самостоятельность не означает стихийности, самотека: самостоятельность воспитывают, к ней ведут. Для воспитания читателя ценно, если он сам выберет себе нужную книгу, и эта книга будет действительно хороша.

Наконец, пятый принцип: детям нужно рекомендовать только подлинно художественные, образцовые книги, отличающиеся высокими художественными достоинствами. Конечно, плохие книги и тем более порочные в идейном отношении книги у нас не издаются (в отличие от капиталистических стран). Тем не менее далеко не все книги действительно могут быть названы образцовыми по языку, по соответствию жизненной правде. Поэтому нужно ориентироваться в первую очередь на книги уже признанные, получившие положительную оценку в критике, а также те, которые выдержали проверку временем. Именно этим соображением объясняется тот факт, что в публикуемых у нас рекомендательных списках такое большое место занимает дореволюционная, советская и зарубежная классика.

Внеклассное чтение развивается в тесной связи с классным. Уроки классного чтения формируют навык чтения, совершенно необходимый для внеклассного чтения, учат понимать читаемое произведение, обогащают словарь, прививают любовь к чтению, к книге. В свою очередь внеклассное чтение, как более интересная, увлекательная деятельность, повышает интерес к чтению вообще и к урокам классного чтения, расширяет кругозор детей, дает материал для сопоставлений - для связи классного чтения с внеклассным.

В целом классное чтение - это средство подготовки к жизни, а внеклассное чтение - сама жизнь. При таком взгляде внеклассное чтение перестает выступать в роли чего-то побочного, вспомогательного и превращается в важнейшее дело школы - дело перспективное, жизненно необходимое.

Как уже говорилось, основной формой руководства внеклассным чтением учащихся являются специальные уроки; методике этих уроков посвящаются отдельные параграфы данной главы. Вспомогательные формы, обеспечивающие непрерывность всей работы, создающие фон для уроков внеклассного чтения, будут описаны здесь.

Пропаганда книг. В школе и в классах вывешиваются списки рекомендуемой литературы, они периодически обновляются и дополняются. Библиотека или учителя организуют выставки книжных новинок или книг на темы дат красного календаря, выставки, посвященные творчеству писателя-юбиляра, и т. п. В газете (общешкольной, классной) помещаются отзывы учащихся о прочитанных книгах, выпускаются монтажи о творчестве писателя, о книгах на ту или иную тему и т. п. Книги пропагандируются также в непосредственном общении с учащимися: в выступлениях библиотекаря в классе, в индивидуальных беседах учителя с детьми.

Индивидуальная помощь и повседневный контроль . Беседы с учащимся о той книге, которую он читает или прочитал, обмен мнениями, сравнение книги с кинофильмом, обсуждение иллюстраций, просмотр записей ученика о прочитанных книгах, анализ сочинений-отзывов о прочитанном, посещение библиотеки или книжного магазина учителем вместе с учеником, посещение учащегося на дому и знакомство с его домашней библиотечкой, беседа с родителями о чтении школьника и т. п.

Массовые внеклассные мероприятия: литературные утренники, викторины, КВН, встречи с писателями, журналистами, учителями литературы старших классов, литературные экскурсии. В подготовке массовых мероприятий обязательно участвуют сами школьники: они готовятся к выступлениям, выпускают монтажи, оборудуют выставки, встречают гостей, организуют игры, викторины. К подготовке массовых мероприятий привлекаются учащиеся старших классов.

На массовые мероприятия приглашаются родители; нередко они участвуют и в подготовке праздника, утренника, встречи.

Запись в библиотеку . В школьную библиотеку первоклассники записываются по разрешению учительницы, по мере овладения навыком чтения. К концу первого полугодия все первоклассники уже становятся читателями библиотеки. 1-2 раза в месяц учитель посещает библиотеку, знакомится с читательскими формулярами и беседует с библиотекарем школы.

Обычно дети записываются также и в другую библиотеку - районную, городскую, сельскую, при клубе и пр. Посещение нешкольной библиотеки очень развивает детей, и эту работу следует поощрять.

Учет прочитанного . Учитывать прочитанное можно по библиотечным формулярам. Но желательно привлечь каждого школьника-читателя к этой работе. В школе используются читательские дневники начиная с I класса. В I классе к концу года дети записывают название книги и фамилию ее автора; во II классе к этому добавляется подзаголовок, количество страниц, место и год издания, дата прочтения; в III классе - отзыв о книге или краткое замечание о ее содержании. Вторая форма учета прочитанного - конверты, куда вкладываются листки с записью сведений о прочитанной книге; такой конверт подается учителю по требованию. Третья форма - те же карточки, но вкладываются они не в конверты, а в индивидуальные карманчики на специальном классном стенде; последняя форма удобна тем, что любой ученик в классе может узнать, что читает его товарищ.

Наибольшее распространение в школах получили читательские дневники, так как они лучше сохраняются, их легче проверять.

Прочитанное учитывается также и в устных формах: учащиеся говорят о прочитанных книгах на уроках внеклассного чтения, на обычных уроках чтения, в индивидуальных беседах с учительницей.

Начиная со II класса к организации читательской работы привлекаются сами школьники, они получают поручения в своих октябрятских звездочках. К числу таких поручений можно отнести ведение классной библиотечки, участие в подготовке массовых мероприятий, взаимопомощь и взаимоконтроль в классном коллективе, подготовку выставок и монтажей, участие в ремонте книг и иную помощь библиотеке и т. п. Приучить детей к правильному общению с книгой, к бережному отношению к книге - немаловажная задача школы.

Таким образом, руководство внеклассным чтением представляет собой сложный комплекс форм работы учащихся, учителя, библиотекаря. Но те виды, о которых здесь сказано, еще не создают системы: система не полна без основной формы руководства внеклассным чтением учащихся - специальных уроков.

Уроки внеклассного чтения имеют собственную специфику и принципиально отличаются от уроков обычного классного чтения! на них, как уже говорилось, решаются иные задачи.

С одной стороны, это относительно свободные уроки, на которых развиваются читательские интересы, кругозор детей, их эстетические чувства, восприятие художественных образов, их воображение и творчество.

С другой стороны, на этих уроках выполняются определенные программные требования, формируются умения и навыки, необходимые активному читателю.

Уроки внеклассного чтения должны быть увлекательны, стать праздниками книги, дети ждут их с нетерпением, готовятся к ним на протяжении недели или двух.

Поскольку уроки внеклассного чтения призваны развивать школьников, воспитывать в них активность, то структура уроков чрезвычайно разнообразна, не подчиняется какой-либо схеме. Каждый урок - творчество учителя и учащихся, и чем большего разнообразия, чем большей живости и гибкости удается добиться на этих уроках, тем больше успехов достигнет учитель со своим классом.

Но при всем этом уроки внеклассного чтения подчиняются определенным требованиям, без соблюдения которых уроки не выполняют своих задач. Рассмотрим эти требования.

На каждом уроке организуется рекомендация новых книг. Формы рекомендации разнообразны: и обмен мнениями, и прямая рекомендация учительницы с показом рекомендуемой книги, и небольшие выставочки в классе - тематические или авторские, и прочтение отрывка из рекомендуемой книги, способного заинтересовать учащихся, и показ иллюстраций, и демонстрация диапозитивов, фрагментов фильма и т. п.

На каждом уроке дети читают рассказ, повесть, сказку, стихотворение; прочитывают произведение целиком, если оно невелико по объему, читают подряд на 2-3 уроках или прочитывают отрывки из книги которую читает весь класс (или из нескольких книг). Чаще всего читают вслух; но используется также и тихое чтение, и чтение стихов наизусть, и инсценирование, и чтение по ролям.

На каждом уроке имеют место элементы анализа прочитанного произведения - не только в форме беседы (ответов на вопросы учителя), но предпочтительнее в форме свободных высказываний. Вопрос в последнем случае ставится в общем виде: «Что ты можешь сказать про эту книжку?» или «Что тебе особенно в ней понравилось?» В процессе анализа, как правило, выделяется и подчеркивается нравственная идея, все то высокое, героическое, что особенно ценно в деле коммунистического воспитания учащихся.

На каждом уроке дается что-то новое в читательских умениях: умение найти сведения об авторе, умение сориентироваться в книге по ее оглавлению, умение составить выставку, умение писать отзыв о книге или вести читательский дневник и т. п.

Как используются на уроках внеклассного чтения традиционные приемы работы - пересказ, словарная работа и пр.?

Словарная работа , как и работа над средствами языка в целом, на уроках внеклассного чтения играет лишь вспомогательную роль: объясняются трудные слова, обращается внимание учащихся на особенно яркие, удачные обороты речи, которые следует запомнить. Разобрать все слова, которые могут оказаться детям трудными, непонятными, на уроках внеклассного чтения просто невозможно (в отличие от обычного чтения, где все слова и обороты речи должны быть поняты детьми, а большая часть - и активизирована). Словарная работа в значительной степени ориентируется здесь на справочники, на ссылки и сноски внизу страницы, на примечания в конце книги. Иными словами, эта работа приближается к тем формам, которые используются в жизни.

Пересказ прочитанного на уроках внеклассного чтения постепенно отходит от традиционной формы близкого к образцу пересказа: дети передают сюжет прочитанной книги (т. е. пересказывают сжато), пересказывают понравившиеся отрывки (выборочный пересказ), передают прочитанное в ролях, инсценируют отдельные сцены из прочитанной книги. Как видим, уроки внеклассного чтения создают условия для творческих форм пересказа, как, впрочем, и для иных видов творческой работы: иллюстрирования прочитанного (словесного и графического), для аппликаций и лепки и т. п., для музыкального сопровождения - используются звукозаписи, музыкально-литературные композиции по произведениям, картины, портреты, диафильмы. Систематически используется и такой вид творчества детей, как сочинение в связи с прочитанным, сочинение типа отзыва о прочитанном, заметки в газету о прочитанной книге и пр. Составляются тематические альбомы, монтажи.

Беседа на уроках внеклассного чтения, как уже говорилось, используется, но не так развернуто, как на обычных уроках чтения. Форму беседы принимает и обсуждение прочитанных книг, и рекомендация новых; элементы беседы помогают выделить главное в прочитанном произведении, выяснить последовательность событий, время и место действия, причинно-следственные связи. Своеобразие беседы на уроках внеклассного чтения состоит в том, что все вопросы рассчитываются на более высокую самостоятельность учащихся, чем обычно, на развернутые, неодносложные ответы, на привлечение дополнительных сведений - из жизни, из других книг.

Как и на обычных у роках, "беседы бывают вводные (вступительные), сопутствующие и обобщающие, итоговые.

Уместно заметить, что многие уроки внеклассного чтения строятся в значительной степени как обобщающие уроки (например, урок на тему «Книги о В. И. Ленине» или «Творчество А. П. Гайдара»), Элементы обобщения имеют место в структуре большинства уроков внеклассного чтения. Задача обобщения определяет и отбор методических средств, и построение урока: постановку вопросов, требующих выделения главного, сопоставлений, выводов, привлечение дополнительных материалов и пр. Обобщению способствуют и выставки, и составление альбомов, и привлечение картин.

Одна из важнейших задач уроков внеклассного чтения - воспитание читательской самостоятельности учащихся. Но в то же время специфика урока такова, что нелегко бывает охватить всех учащихся самостоятельной работой. Более того, учителю легче ориентироваться в работе лишь на «сильных» учащихся, тогда «слабые» остаются в роли пассивных слушателей. . Поэтому учитель, разрабатывая урок внеклассного чтения, продумывает формы самостоятельной работы учащихся и пути привлечения к ней всех учащихся: на каждом уроке - 4-6 выступлений о прочитанном, в результате каждый школьник выступит с таким сообщением два раза в течение учебной четверти; каждый школьник должен принять участие, как минимум, 1-2 раза в год в каком-то массовом мероприятии; на уроке читают все, даже плохо читающие (их можно подготовить к чтению определенного отрывка, чтобы их самих не ставить в неловкое положение перед товарищами); беседы носят характер обсуждения, вопросы стимулируют оценочный подход к прочитанному, что тоже способствует развитию самостоятельности учащихся.

Значительное место на уроках внеклассного чтения принадлежит элементам занимательности. Выше уже говорилось о некоторых творческих видах работы, как-то: инсценирование, иллюстрирование, сочинение, декламация и пр. Уместны на уроках также литературные викторины (одна из самых любимых учащимися форм работы), конкурсы на лучшее сочинение, на лучшее чтение стихотворений, на лучшую иллюстрацию, отгадывание загадок (может быть даже проведен урок «Праздник русской загадки»), составление альбома загадок и даже сочинение собственных, импровизация сказок - коллективная или индивидуальная, элементы юмора - шутки, веселые прибаутки, анекдоты из жизни школьников, меткие изречения писателей и пословицы, шаржи, карикатуры и пр. Нельзя забывать, насколько велика роль интереса, настроения и эмоционального фактора в развитии ребенка. Некоторые учителя вводят постоянные моменты на уроках внеклассного чтения - «Шутке - минутку!», «5 секунд на размышление» (викторина), «Отгадай загадку», «Клуб «Знатоки» и пр. Элементы соревнования, занимательность, оживление работы очень важны науроках внеклассного чтения; дети очень любят эти уроки и ждут их, как праздника.

Поскольку уроки внеклассного чтения проводятся сравнительно редко - один раз в неделю в I-II классах и один раз в две недели в III классе, то очень важным представляется вопрос об их с и с т е м е, об их планировании на длительный срок. Обычно рекомендуется уроки внеклассного чтения планировать на полугодие или на весь год. Планирование уроков на длительный срок позволяет предусмотреть их разнообразие, последовательность, связь между ними, а также распределение видов работ на уроках, распределение тем в соответствии с задачами воспитания и развития детей, с датами красного календаря, с календарем знаменательных дат, сезонными интересами учащихся и другими факторами.

Система уроков внеклассного чтения в общих чертах определяется программой тех знаний, умений и навыков, которыми школа должна вооружить детей.

Очень важно для разработки системы уроков внеклассного чтения, как и других форм этой работы, выделение этапов формирования читательской самостоятельности младших школьников.

Задачи, стоящие перед учащимися на этих этапах, а также методику разработала Н. Н. Светловская.

Первый этап - подготовительный - охватывает первое полугодие I класса. Уроков внеклассного чтения, в строгом смысле, здесь еще нет: для целей внеклассного чтения выделяются фрагменты уроков по 20 минут, на которых учительница или овладевшие грамотой учащиеся читают первоклассникам доступные произведения. Дети учатся воспринимать на слух рассказ, сказку, дают простейшие оценки прочитанному, соотносят содержание с заглавием, рисуют словесные картинки к прочитанному, знакомятся с основными правилами гигиены чтения и обращения с книгой.

Второй этап - начальный - второе полугодие I класса. Вводятся самостоятельные еженедельные уроки внеклассного чтения. Расширяется круг чтения. Происходит знакомство с книгой: дети учатся находить фамилию автора, заглавие книги, рассматривать иллюстрации, определять примерное содержание книги до ее чтения, учатся рассказывать о прочитанном, обсуждать его и кратко выражать к нему свое отношение, делать простейшие записи о прочитанном.

На этом этапе еще значительны различия между детьми в темпе чтения: одни читают словами, другие - по слогам. Как те, так и другие пока не могут еще свободно читать книжки, которые очень привлекают их. Медленное, невыразительное чтение не дает детям удовлетворения, радость общения с книгой омрачается плохой техникой чтения. На этом этапе особенно нужен тактичный и внимательный индивидуальный подход учителя. Нужно приучить маленького читателя к общению с книгой «один на один». Поэтому на начальном этапе внеклассного чтения нельзя еще задавать классу какую-то книгу к указанному сроку; общие книги читаются на уроках; задания для домашнего чтения строго индивидуализированы. В классе всегда есть несколько школьников, которые читают свободно. На них учитель опирается, организуя взаимопомощь.

Задания для чтения дифференцируются и на уроке: «слабые» учащиеся читают небольшие отрывки произведения, не содержащие сложных конструкций и незнакомых слов.

В концу начального этапа (т. е. I класса) навык чтения у учащихся уже несколько стабилизируется, дети переходят на синтетическое чтение словами, многие читают плавно и выразительно. Индивидуальные различия несколько уменьшаются. Возрастает общая начитанность детей и их опыт учебного труда. Все это создает предпосылки для перехода к следующему, основному, этапу формирования читательской самостоятельности детей.

Основной этап охватывает два года - II и III классы, срок значительный: на его протяжении происходит укрепление навыка чтения, общее развитие школьников изменяется неузнаваемо. Именно на этом этапе внеклассное чтение в полном смысле становится внеклассным, т. е. внеурочным, а так называемые уроки внеклассного чтения становятся формой руководства самостоятельным внеклассным чтением.

На основном этапе вводится выставление оценок за внеклассное чтение (отрицательную оценку выставлять не рекомендуется). При выставлении оценки учитывается, во-первых, овладение требованиями программы по внеклассному чтению, во-вторых, активность школьника в общеклассной работе по внеклассному чтению, наконец, количество и качество самостоятельного чтения, умение разобраться в прочитанном, читательский кругозор, суждения о прочитанном и пр. Овладение техникой чтения на уроках внеклассного чтения не оценивается - дети должны это знать.

К концу третьего, основного этапа все младшие школьники должны быть вооружены умениями и навыками, необходимыми активному читателю: техникой чтения, ориентировочными и гигиеническими умениями, а главное, они должны полюбить книгу и самостоятельное чтение.

Если учесть различия между этапами организации внеклассного чтения и необычно широкий диапазон требований к юному читателю на протяжении трех лет обучения, станет понятным, насколько разнообразны уроки; посвященные решению этих задач. Особенности уроков определяются, во-первых, этапами системы внеклассного чтения, во-вторых, учебными задачами, т. е. программой; в-третьих, воспитательными задачами, которые ставятся школой или учителем в классе, в-четвертых, интересами, склонностями самих учащихся. В I классе преобладают уроки, на которых новые тексты читаются учителем или отдельными учащимися, уже овладевшими навыком чтения (первое полугодие - подготовительный этап); на втором этапе - начальном - на уроках внеклассного чтения читают сами школьники, причем не отдельные; а все, но домашнее, самостоятельное чтение у учащихся еще слабо развито. На подготовительном этапе для 20-минутного фрагмента урока подбирается произведение (рассказ, сказка, стихотворение), доступное и интересное первоклассникам,; рассчитанное на 5-6-минутное чтение, с тем, чтобы осталось время для беседы, пересказа содержания для рассматривания обложки, иллюстраций.

Возможный вариант построения такого фрагмента:

1. Вводная беседа: «Ребята, кто видел ежа? Сережа, покажи ежа. (Сережа, подготовленный заранее, показывает классу чучело ежа.) Что у ежа на спинке?» И т. п. Учительница кратко рассказывает про ежа (не более 2 мин.).

2. Чтение рассказа М. М. Пришвина «Еж»; читает учащаяся III класса, подготовленная заблаговременно.

3. Беседа по прочитанному: «Почему еж перестал бояться человека? У кого из вас есть животные - кошка, собака? Вы их любите? А как обращаетесь? Расскажите, как еж защищается от врагов. Для чего ежу понадобилась газета, ведь он неграмотный?»

Рассматриваются картинки: «Расскажите, как еж плывет! А как еж пьет молоко? Как он носит яблоки в свое гнездо?»

4. «Ребята, кто из вас знает сказку про ежа? Кто знает стихотворения про ежа? Прочитайте стихотворение про ежа».

5. «Посмотрите на обложку книжки и скажите, кто написал рассказ «Еж».

Просматривают другие книжки про животных, принесенные на урок учительницей, читают их названия и фамилии авторов (Г. Скребшгкий, Е. Чарушин, Н. Сладков). «Про каких животных написано в этих книжках? Есть ли про ежа? Про кого вы хотите почитать в следующий раз? У кого есть дома книжки о животных? Кто сам читал про них?»

6. «Дома перескажите рассказ «Еж» маме, папе, дедушке или бабушке. Нарисуйте ежа или другого зверька».

На начальном этапе возникает необходимость обеспечить всех учащихся класса одинаковыми книжками. Это трудная задача, не всегда удается ее выполнить. Для успешной работы на уроке очень важно, чтобы все учащиеся могли работать над текстом книжки.

Во втором полугодии I класса проводятся следующие виды уроков: основной вид - урок на котором читается 1-2 рассказали стихотворения, причем читают и учительница, и учащиеся; на этих уроках вводятся элементы обобщения того, что дети читали ранее, знакомство со структурой книг, с писателями. В течение полугодия проводится 6-7 тематических или авторских выставок на уроках, изготовляется один альбом или монтаж, проводится 2-3 конкурса, создается классная библиотечка, подготавливается утренник. На 2-3 уроках используются экранные пособия, на 4-5 уроках - музыкальное сопровождение, на 6-7 уроках - иллюстрирование прочитанного. Один урок проводится в библиотеке с целью ухода за книгами, с целью обучения ремонту книги.

На каждом уроке вводится фрагмент ориентирования по обложке, по оглавлению, иллюстрациям.

На подготовительном этапе дети читают еще плохо, в результате может быть нарушена целостность восприятия, и поэтому особенно важно обеспечить высокий эмоциональный уровень уроков: самому учителю тщательно отрабатывать выразительное чтение, чаще практиковать подготовку учащихся к чтению перед классом, использовать оживляющие средства - музыку, иллюстрацию, (_декламацию, драматизацию и пр.

В процессе бесед по прочитанному нельзя ограничиваться вопросами и заданиями, требующими лишь воспроизведения прочитанного: здесь нужно развивать анализ, вопросы должны наталкивать школьников на размышления, сопоставления, выводы. " На начальном этапе дети учатся выражать свое отношение к прочитанному.

Дети отзывчивы к чужому горю и к радости, им доступны нравственные проблемы, их радуют честные люди и возмущают лживые, подлые. У детей развито воображение, они сопереживают героям художественных произведений, входят в роль при инсценировании и в пересказе. Все это нужно учитывать в организации урока.

Покажем один из возможных вариантов урока внеклассного чтения на начальном этапе на тему «Праздник сказки».

Подготовка к уроку «Праздник сказки» начинается за две недели до его проведения. Группа школьников по поручению учительницы готовит выставку книг-сказок, отбираются сказки, сочиненные самими учащимися, дети рисуют иллюстрации к сказкам (задание дано на предыдущем уроке). На урок «Праздник сказки» каждый первоклассник приносит свою книжку сказок.

Построение урока:

1. Урок открывают двое учащихся, одетых как герои одной из сказок, они читают наизусть стихотворение о сказках или присказку, например: На море, на океане, на острове Буяне, стоит дерево - золотые маковки. По этому дереву ходит кот-баюн: вверх идет - песню заводит, вниз идет - сказки сказывает. Это еще не сказка, а присказка, а сказка вся впереди.

2. Дети кратко рассказывают о сказках, которые они знают (сказки они прочитали сами или прослушали). Показывают свои книжки сказок. Можно выслушать 5-6 человек. Книжки остальных лежат на партах.

3. Беседа учителя: небольшое эмоциональное вступительное слово на тему сказок, об идейной направленности сказок, их нравственном содержании.

4. Чтение сказки учителем, например сказки «Кот, Петухи Лиса». Краткая беседа по этой сказке.

5. Чтение одной двух сказок учащимися, по их собственному выбору. Краткая беседа по этим сказкам. Чтение может быть проведено в ролях, желательно инсценирование сказки.

6. Работа над картинками к сказкам. Рассматривание и обсуждение картинок, нарисованных учащимися.

7. Импровизированная сказка (по предварительному отбору). Читает сам автор сказки.

9. Задание на дом: выбрать сказку и подготовить ее к конкурсу на лучшего рассказчика-сказочника (итоги конкурса будут подведены через две недели).

Данный урок-праздник отличается высокой эмоциональностью, творческой направленностью всей работы, широким вовлечением всех учащихся в его подготовку и проведение, введением игровых приемов.

На начальном этапе учитель проявляет заботу о повышении познавательной активности учащихся на уроках, руководствуется этой целью в отборе методических приемов работы на уроке, в организации учебного труда учащихся.

На третьем, основном этапе обучения (II-III классы) уроки внеклассного чтения служат подведением итога прочитанного за неделю (во II классе) или за две недели (в III классе), а нередко - и за более длительный срок. В большинстве случаев па этом этапе читаемые детьми книги значительны по объему и на одном уроке прочитаны быть не могут. Следовательно, на уроке читаются лишь отрывки, проводится аналитическая работа, обобщение всего прочитанного, обсуждение и т. п. Иными словами, уроки на этом этапе носят по преимуществу обобщающий характер.

Между II и III классами, естественно, есть различия. Во II классе еще встречаются уроки такого типа, как на начальном этапе - во втором полугодии I класса. Здесь еще нередко читает учитель. В целом же II класс читает самостоятельно. На уроках больше внимания уделяется авторам - известным детским писателям. Проводятся специальные уроки знакомства с журналом «Мурзилка» и с газетой «Пионерская правда», один или два урока по составлению коллективного отзыва на книгу, прочитанную всеми учащимися и обсужденную на уроке. При планировании уроков внеклассного чтения на год предусматривается 12-15 уроков, посвященных творчеству отдельных писателей (С. Михалкова, А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, В. В. Маяковского, Е. Пермяка, Н. Носова, Джанни Родари, Г. X. Андерсена и др.); 6-7 уроков о книгах, посвященных теме революции теме Родины важнейшим событиям истории СССР и выдающимся деятелям советского народа1 («Книги о В. И. Ленине», «С днем рожденья, Родина Октября!», «Книги о Великой Отечественной войне», «Что мы читали о героях гражданской войны», «На страже Родины» и т. п.); 2-3 урока посвящаются сказкам - народным и написанным писателями(2-3 урока - любимым книгам учащихся по их свободному выбору, 3-4 урока - книгам о природе, о животных, о лесе; о современной науке, о технике, о труде людей - 4-5 уроков; в начале года проводится урок-отчет о прочитанном за лето; 5-6 уроков посвящаются нравственным проблемам. На нескольких уроках читаются юмористические произведения.

Растет познавательная активность второклассников на уроках. Шире применяются такие приемы, как обсуждение книг, творческий пересказ, инсценировка, иллюстрирование, выразительное чтение, взаимная рекомендация книг и т. п.

В III классе углубляется работа по ознакомлению детей с творчеством писателей, усиливается характер обобщения. Для обсуждения рекомендуется большее количество произведений. Учащиеся также знакомятся с произведениями писателей-классиков. Количество уроков в III классе в два раза меньше, чем во II, поэтому длительность подготовки к каждому уроку возрастает до двух недель и более. Здесь каждый урок сопровождается выставкой, конкурсом, викториной, подготовкой выступлений и т. п.,; но многое выносится за рамки урока и проводится в системе внеклассной работы, по октябрятским звездочкам.

В III классе проводится урок по «Пионерской правде», может быть проведен урок по какому-либо новому журналу, например по журналу «Юный натуралист»; письмо отзыва о прочитанной книге проводится 1-2 раза в год по индивидуальным темам, в отличие от II класса (каждый учащийся пишет.о той книге, которую он выбрал).

На уроках внеклассного чтения в III классе серьезнее проводится работа с книгой (анализ ее справочного аппарата), с каталогами и картотеками.

Приведем примеры - возможные варианты уроков во II и в III классах: «Книги С. В. Михалкова для детей» во II и «Мы читаем газету «Пионерская правда» в III классе.

Подготовка к уроку о стихах С. В. Михалкова начинается за месяц до его проведения: учитель рекомендует детям некоторые произведения писателя, узнает в библиотеке, достаточно ли экземпляров сочинений С. В. Михалкова, время от времени спрашивает детей, что и как они читают. За неделю до урока создается группа учащихся, которые готовят выставку книг С. В. Михалкова, находят его портрет, рисуют 2-3 иллюстрации к его книжкам, а также готовят 4-5 отрывков из стихов С. В. Михалкова для чтения на уроке наизусть. Учительница, по договоренности с учителем литературы старших классов, приглашает учащегося VIII или IX класса с «докладом» - небольшим сообщением, на 7-8 минут, о жизни и творчестве С. В. Михалкова. Подбирается пластинка с записью стихов С. В. Михалкова в исполнении мастеров слова.

Урок строится так:

1. Открывается урок групповым чтением стихотворений С. В. Михалкова «Веселый турист», «Про мимозу». Затем - «живая выставка»: 8-10 учащихся, держа в руках книжки С. В. Михалкова, выстраиваются перед классом, каждый показывает свою книжку, прочитывает ее название и кратко, в одном двух предложениях, говорит о ее достоинствах.

2. Чтение поэмы С. В. Михалкова «В Музее В. И. Ленина» (в отрывках). Читают учащиеся. Чтение сопровождается показом иллюстраций.

3. Беседа по прочитанному: «Кто побывал в Музее В. И. Ленина? Назовите книжки о В. И. Ленине, которые вы читали. Какие еще произведения С. В. Михалкова о В. И. Ленине вы знаете?» (В I классе дети читали стихотворение С. В. Михалкова «На родине В. И. Ленина».)

4. Чтение сатирических и юмористических стихов С. В. Михалкова: «Фома», «Как старик корову продавал». Читают специально подготовленные учащиеся класса.

5. Чтение стихотворения из испанского цикла «Три товарища». Беседа. Краткое сообщение о борьбе испанских коммунистов против фашистов.

6. Заключительная беседа. Разнообразие творчества С. Михалкова: тематическое, жанровое.

Урок завершается чтением какого-либо юмористического стихотворения поэта или же исполнением песенки на его слова.

Урок «Мы читаем газету «Пионерская правда» в III классе.

На каждой парте - газета «Пионерская правда» за одно и то же число. На столе учителя - подшивка этой газеты. Выставка газет и журналов: «Веселые картинки», «Мурзилка», «Пионер», «Комсомольская правда», «Ленинские искры» и др.

Ход урока:

1. Заранее подготовленный учащимися рассказ о том, как печаталась ленинская «Искра», как переправлялась тайно в Россию, как ее читали рабочие. Ленинская «Правда». Младшая сестра «Правды» - «Пионерская правда».

2. Рассматривание заглавной части газеты «Пионерская правда»: почему так названа? Что означают призывы «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» и «К борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза будь готов!»? Ордена, изображения которых помещены в заголовке: орден Ленина, орден Трудового Красного Знамени и орден Дружбы народов.

Кто является издателем газеты? Когда она начала издаваться, сколько лет выходит? Найти номер газеты, указать число и год.

Все эти сведения даются в форме беседы, на высоком уровне познавательной самостоятельности учащихся.

3. Структура газеты: первая, вторая, третья и четвертая полосы газеты; основное содержание полос.

Передовая статья. Важнейшие сообщения на первой полосе. Заголовки и подзаголовки.

Вести со всей страны и со всего мира. Статьи, заметки, письма, репортажи, фотоинформация.

Рассказ или повесть, идущая из номера в номер. Стихотворения, фельетоны. Уголок юмора. Загадки, ребусы и другие занимательные материалы.

В конце четвертой полосы - объявления, информация.

Адрес редакции.

4. Чтение статей и других материалов: с первой полосы - передовая статья «Медаль за бой, медаль за труд» (29 апреля 1975 г.).

На второй полосе читают: «Пионерское знамя, отвоеванное в Берлине» из подборки «Салют, победа!» (письмо и репортаж).

На третьей полосе - «Праздник красного галстука», статья.

На четвертой полосе - иллюстрации «Веселый зоопарк» и подписи под иллюстрациями.

5. Одна из прочитанных статей обсуждается (обсудить все не хватит времени). В данном случае это статья «Праздник красного галстука»; в статье даются рекомендации к проведению такого праздника, учащиеся вносят свои предложения.

6. Обобщающая беседа: как построена газета? О чем в ней рассказывается? Какие материалы в ней помещаются? Посмотрите, из каких республик, стран и городов присланы материалы в номер. (Белоруссия, Узбекистан, Молдавия, Украина, Россия - Новосибирск, Москва, а также Португалия, Чехословакия, Германская Демократическая Республика.)

Какие газеты и журналы выписывают в вашей семье? Какие из них ты читаешь? Какие читает отец? Какие газеты у нас издаются для молодежи? Для работников сельского хозяйства? Промышленности? Для военнослужащих?

Урок завершается заданием: вести дома подшивку «Пионерской правды». Красным карандашом отмечать понравившиеся статьи. Собирать материал к 35-летию Победы в Великой Отечественной войне. В начале следующего учебного года (в IV классе) будет проведен очередной урок по газете «Пионерская правда».

Система уроков внеклассного чтения в III классе должна быть перспективна: в ней закладываются основы чтения в IV классе (отбор книг, их рекомендация, начало подготовки к тематическим урокам, которые будут проведены в IV классе, к массовым мероприятиям).

В III классе уже заметны индивидуальные склонности и интересы учащихся. Поэтому в организации внеклассного чтения все возрастающую роль играет индивидуальный подход - как в выборе книг для чтения, так и, особенно, в их анализе.

Таким образом, в начальных классах складывается система организации самостоятельного чтения школьников, система воспитания их как активных читателей, любителей литературы. Эта система характеризуется не столько программой знаний, сколько программой умений и ориентирования в мире книг. Она подчинена задаче привития потребности чтения книг, газет и журналов, так как в современном обществе, .в век научно-технической революции каждый человек должен быть подготовлен к самообразованию, к самостоятельному «добыванию знаний», к обновлению своих познаний. Он должен быть разносторонним читателем - уметь разбираться и в художественной, и в политической, и в научной литературе.

Наберите в инете "список книг для чтения после 1 класса " и получите списки по всем программам. Имхо, но после 1 класса это как раз не проблема. Просто классика по возрасту, лишь бы ребенок читал и мог осилить предложенный объем.

Раздел: Книги (внеклассное чтение 3 класс юмористические рассказы). списки для внеклассного чтения - 3-4 кл. Списки для чтения 8 -10 лет. Книги. Ребенок от 7 до 10. Список литературы для начальной школы: внеклассное чтение.

Список литературы для начальной школы: внеклассное чтение. Список книг для чтения летом: 1-4 класс. Книги для внеклассного чтения. Купить учебники и тетради не выходя из дома. Внеклассное чтение - список литературы.

Список книг для чтения летом: 1 -4 класс. Одобрено Минобрнауки. Версия для печати. Облегчаем задачу для тех, у кого дети пока в начальной школе, и публикуем Правда, я весь первый класс параллельно со школой занималась с ребенком по 2100 для 1 класса.

Посоветую пройслера книги про разбойника хотценплоца. По ссылке первая.. Как раз в первом классе читал старший сын. Книги для внеклассного чтения первоклашкам??? Моя тоже первоклашка. Читает их по 8 страниц каждый день.

Книги для внеклассного чтения 2 класс. Сказки и былины об Илье Муромце и русских богатырях. мы первоклашки...на внекласнном Список литературы для начальной школы: внеклассное чтение. И я просмотрела ссылки, тоже показалось, что многое не для 1 класса.

Подскажите пожалуйста,у кого дети идут в 4-й класс,список литературы на лето.Я конечно понимаю,что в разных школах он отличается,но нужен хотя бы примерный,хоть 5,6 произведений.

Нам списка давать не будут вообще. Анька читает много, но в основном фэнтези - Легенды ночных стражей, Таню Гроттер, Гимназия №13, и пр. Поделитесь своими списками, может, что оттуда выберу. Учится по программе Школа 21 век.

Хотя первые 5 книг я ребенку во 2 классе прочитала, так как в домах отдыха аниматоры часто устраивают викторины на эту тему. Книги для детей 7-10 и 10-14 лет. Список литературы для начальной школы: внеклассное чтение. Список книг для чтения летом: 1 -4 класс.

Нормы чтения в школе и дома. Школа. Ребенок от 7 до 10. Уважаемые родители, я вот знаю про нормы чтения - минимум слов в минуту для первоклашек. А вот кто-нибудь знает а сколько по времени минимум ребенку надо читать?

Список литературы для начальной школы: внеклассное чтение. есть много новых УЧЕБНИКОВ для начальной школы - разные системы образования! Литературное чтение 2 класс Хрестоматия (Малаховская) 6. Литературное чтение 3 класс часть 1 (Чуракова) 7...

Ребенку дали список литературы для первого класса, стали читать книги из этого списка, просто кошмар какой-то и в плане текста и в Список литературы для начальной школы: внеклассное чтение. Список книг для чтения летом: 1 -4 класс. Одобрено Минобрнауки.

Подскажите, пожалуйста!. Книги. Ребенок от 7 до 10. Если Вы имеете ввиду с 1 на 2 класс, то у нас такой Бианки "Как муравьишка домой спешил" и др.

Внеклассное чтение. Новая версия книги «Элла в первом классе ». Девочки подскажите пожалуйста нужна книга для внеклассного чтения для деток на Я дочке вот такую дарила в первом классе Подарок первокласснику Бумага белая, шрифт нормальый...

Милые дамы! у меня как оказалось огромная библиотека и ребенок, который читает, но только не то, что в ней есть. Хочу оптимизировать хранение книг, часть перевезти на дачу. Но не хочется сплавлять туда обязаловку, прописанную в списках для внеклассного чтения. Может фигурируют тут где-то в виде ссылок такие списки? Дайте наводки, пожалуйста. Спасибо!

Список литературы для начальной школы: внеклассное чтение. Список книг на лето для 8-летки. И приучать к этому нужно именно в начальной школе, чтобы выработался навык. Список литературы, рекомендованный для чтения летом после 1 класса.

Список литературы для начальной школы: внеклассное чтение. Список книг для чтения летом. 17. лондон белый клык 18. кинан-роулинг сверстники 19. твен том сойер, гек финн 20. бернет таинственный сад 21. уайльд звездный мальчеГ 22. додж серебряные коньки 23. даррелл.

Возьмите учебник чтения за 2-й класс, загляните в оглавление - почти все эти произведения они и будут проходить. В учебнике есть только отрывки, но предполагается, что нужно знать зодержание всей книги, хотя бы приблизительно. Так нам сказала наша учительница...

Внеклассное чтение в начальной школе

Есть у нас в начальной школе странный на первый взгляд предмет - внеклассное чтение. Дополнительного часа на него не выделяется, отдельная оценка не ставится, но при этом мы по нему даем задания и проводим уроки.

Мы хорошо понимаем, что внеклассное чтение - необходимое и важное звено в обучении младших школьников родному языку. Цель этих занятий - обеспечить целенаправленное руководство самостоятельным чтением учащимися доступной им по содержанию разнообразной литературы.

Не секрет, что для ребенка чтение не всегда является приятным занятием. Это трудная и кропотливая работа. Причем необходимо разделить два вида чтения: чтение как раскодирование букв и слогов и чтение как способ восприятия информации. Эти два направления, безусловно, нам приходится соединять, так как одно немыслимо без другого.

С внеклассным чтением мы знакомим ребенка уже в первом классе.

С первого года обучения в кабинете организую книжную полку для чтения и рассматривания книг из библиотечного фонда. В дальнейшем использую в работе «коллективки» (по 14-15 книг одинаковых по содержанию из фонда библиотеки) для коллективного чтения незнакомых текстов и дальнейшего их разбора и пересказа. Со II – III четверти первого класса записываю детей в школьную библиотеку. Один, два раза в четверть проходят «библиотечные часы» (встречи с удивительным и интересным человеком в нашей школе Еленой Алексеевной).

Ежегодно круг произведений расширяем, усложняем, у нас появляется всем родителям хорошо известный список литературы, более неприятный - читательский дневник (как для детей, так и для родителей, одни не знают, что писать, а вторые не понимают, как заполнять). Урок внеклассного чтения для большинства детей превращается в пугающую обязаловку, отбивающую желание читать.

ДЛЯ ЧЕГО ОН НУЖЕН? Роль учителя здесь судьбоносна - он может как помочь ребенку стать самостоятельным читателем, так и навсегда отбить у него желание читать.

Внеклассное - значит вне класса, то есть чтение прежде всего домашнее или чтение вне учебника, который замкнут специфическим набором произведений и представляет собой для ребенка целый мир. Для ребенка существует лишь учебник, никак не связанный в его сознании с миром книг. Провести же связующую нить между этими необходимыми и важными вещами учитель может как раз через внеклассное чтение. А уж как - исключительно наше мастерство и желание.

Вернемся к спискам книг для детей в начальной школе.
Единого требования к нему нет. Есть широкий круг, включающий в себя различные произведения, но выбор книг - зависит исключительно от учителя. Предлагая список литературы своим ученикам, учитель должен учитывать следующие принципы. Во-первых, объем. Во-вторых, текстовую доступность - насколько дети способны воспринимать подобную информацию. В- третьих, актуальность произведения для ребят и для себя.

Что касается нас, то список литературы по внеклассному чтению за четыре года обучения в начальной школы составляется сравнительно небольшой. Ежегодно в него входит 9 - 12 произведений. Это классические произведения детской литературы. Буквально несколько лет назад мы с М. Р. Стали давать 3-4 книги на лето и 9-10 книг на учебный год.

Теперь непосредственно о самой работе с книгой:

Сочетание пересказа с литературным анализом текста

Вопросы по тексту - описательные, на фактологию, на оценку событий, поступков, на анализ психологического состояния героев и самые трудные – творческие

Вопросы со стороны ребят - это показатель понимания ими содержания текста.
-игры, сочинения, рисунки

все это помогает ребенку глубже постигать суть произведений.


По большому счету это и есть литературный анализ, без которого невозможно вхождения в мир художественной литературы.

В методике преподавания внеклассного чтения и критериях ее истинности - масса недоработок и спорных моментов.

В заключении хочется сказать о том, что интерес порождает интерес. А читающий человек порождает читающего. Так что учителю, несмотря на загруженность и усталость, нужно находить время книге, хорошей и умной, которую можно не только прочесть, но и задуматься над ней.

Еще хочу сказать, что родители звонят с благодарностью учителям и школе за то, что у нас имеют место уроки внеклассного чтения. Просят списки книг на лето и учебный год, чтобы ориентироваться в детской литературе данного возраста. Покупают книги в магазинах, записывают детей в городские библиотеки, показывают советские фильмы по одноименным произведениям.

Дети приносят в школу книги худ. литературы или энциклопедии – это о чем то говорит. И если хотя бы несколько человек из класса полюбили книгу, то можно с полной уверенностью сказать, что наши труды не напрасны.