Сценарий тренинга барьеры к пути трудоустройства. Сценарий тренинга “Эффективное общение”

Развивать умение вступать в контакт с самим собой, вставать в позицию независимого наблюдателя по отношению к самому себе, формировать позитивное принятие себя. Ознакомление с техниками самоуправления и саморегуляции эмоциональных состояний с целью предупреждения и преодоления возможных последствий психического перенапряжения, поддержания оптимального уровня психических состояний в условиях профессиональной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий тренинга для педагогов «Познай себя»


Место проведения: психологический кабинет.

Продолжительность тренинга: 60 минут.

Цель: развивать умение вступать в контакт с самим собой, вставать в позицию независимого наблюдателя по отношению к самому себе, формировать позитивное принятие себя. Ознакомление с техниками самоуправления и саморегуляции эмоциональных состояний с целью предупреждения и преодоления возможных последствий психического перенапряжения, поддержания оптимального уровня психических состояний в условиях профессиональной деятельности.

Расположение участников: педагоги садятся за стулья, расположенные полукругом

Содержание

1. Медитативное упражнение

Инструкция. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Закройте глаза и сделайте глубокий вдох и медленный выдох. Помолчите несколько мгновений. Возьмитесь все за руки. Почувствуйте энергию, исходящую от руки соседа. Подумайте о том, что стремление всего коллектива совпадают с мечтами каждого из вас. Каждая из женщин стремится к здоровью и благополучию. Все ждут любви и стараются реализовать свой творческий потенциал. Сегодня мы будем усваивать новые позитивные идеи, которые могут улучшить нашу жизнь. Все хорошо, мы спокойны, мы в безопасности, все хорошо в нашем мире! Повторите! Все хорошо, мы спокойны, мы в безопасности, все хорошо в нашем мире! 1-2-3 откройте глаза.

2. Упражнение "Позитивные установки"

Ответьте на вопрос: "Вы любите себя? Почему вы любите или не любите себя? Что мешает вам, любить себя?" (ответы педагогов).

Чтобы быть счастливой, чтобы у вас всегда были хорошие отношения на работе, со всеми окружающими вас людьми, вы должны научиться любить себя.

Если вы не любите себя, вы не можете наслаждаться положительными взаимоотношениями. Вы думаете, любовь к самому себе – это тщеславие и самовлюбленность. Однако эти качества не имеют ни малейшего отношения к любви. Тщеславие и чванство – следствие недостатка самоуважения. Если вы, например, зациклены на своей внешности, то чувствуете себя не уверенно и пытаетесь сделать себя более приемлемыми для окружающих.

Но наше достоинство не вытекает из физической красоты: оно основано на том, насколько мы любим себя. Если вы не любите себя, то не можете любить и других. Любовь к себе всегда помогает оставаться спокойными и уверенными в себе и налаживать прекрасные отношения в коллективе. Вы должны любить себя, такими, какие вы есть, и знать, что вы достойны любви.

3. Работа с зеркалом

Давайте сейчас поработаем с зеркалом. Возьмите зеркало, посмотрите с любовью, глядя в глаза своему отражению, и скажите: "Я люблю тебя, я в самом деле люблю тебя". Повторите 3 раза: "Я люблю тебя, я в самом деле люблю тебя". Полюбуйтесь на себя? Посмотрите, как вы прекрасны? Занимайтесь этим каждое утро, говорите себе: "Я люблю тебя. Что я могу сделать для тебя сегодня, чтобы быть счастливой". Повторите 3 раза: "Я люблю тебя. Что я могу сделать для тебя сегодня, чтобы быть счастливой". Затем прислушайтесь к своим внутренним потребностям. Это может быть что-то незначительное, но прислушиваясь, вы начнете доверять себе, и скоро обнаружите, что вам легче доверять и остальным.

Если у вас появляются неприятные ощущения, подойдите к зеркалу и скажите себе ласковые слова, напомните себе: "Все в порядке, я по-прежнему люблю тебя". Повторите 3 раза: "Все в порядке, я по-прежнему люблю тебя". Подождите когда уйдут плохие мысли, они уничтожаются вашим желанием любить себя. Помните, что любовь к себе намного важнее любого переживания: эмоции стихнут, а ваша любовь останется неизменной.

Если происходит что-то восхитительное, подойдите к зеркалу и скажите: "Спасибо. У меня все замечательно, все хорошо". Повторите 3 раза: "Спасибо. У меня все замечательно, все хорошо". Признайте, что вы - причина всего хорошего в вашей жизни. Чем больше вы уважаете себя, тем чаще у вас будет повод для уважения.

Чаще говорите себе:

"Я заслуживаю жизнь - хорошую жизнь! Повторите. Я заслуживаю жизнь - хорошую жизнь!
Я заслуживаю любовь, много любви! Повторите. Я заслуживаю любовь, много любви!
Я заслуживаю жизни комфортной и богатой! Повторите. Я заслуживаю жизни комфортной и богатой!
Я заслуживаю радость и счастье! Повторите. Я заслуживаю радость и счастье!
Я достоин свободы – быть всем, кем я могу стать! Повторите. Я достоин свободы – быть всем, кем я могу стать!
Я заслуживаю всего самого хорошего в жизни! Повторите. Я заслуживаю всего самого хорошего в жизни!
Я принимаю эту насыщенную жизнь с радостью, удовольствием и благодарностью, потому что я достоин её. Повторите. Я принимаю эту насыщенную жизнь с радостью, удовольствием и благодарностью, потому что я достоин её.
Я особенная и неповторимая. Я люблю себя. Повторите. Я особенная и неповторимая. Я люблю себя".

Расскажите, что вы чувствовали глядя на себя?

В процессе обсуждения участникам предлагается сообщить о своих впечатлениях и трудностях.

4. Психологическая зарядка
Зарядки помогут педагогам овладеть приемами релаксации, способствуют повышению энергетического потенциала.
Каждое упражнение повторяется от 3 до 6 раз.

  1. 1.Поглаживая себя левой рукой по затылку, повторить: "Я одобряю себя".
  2. Ноги на ширине плеч, вращая головой по часовой стрелке, повторить: "Я думаю о хорошем".
  3. Ноги на ширине плеч, лопатки сведены, делать наклоны туловищем вправо – влево, повторить: "Каждый день чудесен".
  4. Принять позу цапли: руки в стороны, подняв ногу, согнутую в колене, повторить: "Я – королева" (правая нога – левая нога).
  5. Ноги на ширине плеч, делая круговые движения руками, повторить: "Мои мечты сбываются".
  6. Лопатки сведены, приседая и выпрямляясь, повторить: "Я решаю любые проблемы".
  7. Массируя мочки ушей, зажмуривая по переменно левый и правый глаз, повторить: "Будущее прекрасно".
  8. Правой рукой, поглаживая левый локоть, повторить: "Я любима, любима" (затем левой рукой - правый локоть).
  9. Перекатываясь с носка на пятку, повторить: "Мне всё удаётся".
  10. Ноги на ширине плеч, лопатки сведены, попеременно напрягая и расслабляя ягодицы, повторить: "Я спокойна".

Скажите, что вы ощущали при выполнении упражнений?
В процессе обсуждения предложить участникам возможность описать их ощущения при выполнении упражнений.

5. Упражнение "Какая Я?"

Это упражнение позволит определить отношение к самому себе.
- Даю вам 4 минуты, чтобы составить наиболее полный перечень своих достоинств. У кого получится больше всех?
После составления предложить собрать их в подготовленную коробку. Ведущий перемешивает листочки и зачитывает их в случайном порядке.

6. Упражнение "Кто это?"
- Я зачитаю достоинство кого-то из педагогов, а вы отгадайте кто это?
Затем отметить, кто самый очаровательный, привлекательный, счастливый, уверенный в себе человек, кто любить себя, и принимает себя позитивно, таким какой он есть (у кого больше всего достоинств).
- Любовь к самим себе – это та сила, что исцеляет нас. Любите себя как можно сильнее и отдавайте любовь другим.

Научившись любить себя, мы становимся сильными. Наша любовь к себе поднимает нас с уровня жертв до уровня победителей. Наша любовь к себе привлекает к нам чудесный жизненный опыт. Люди, хорошо чувствующие себя, естественно привлекательны, потому что обладают замечательнейшей аурой. Они всегда побеждают в Жизни. Мы можем захотеть полюбить себя. Мы тоже можем быть победителями. Мы созданы быть победителями.
Во время обсуждения необходимо дать каждому участнику возможность высказаться, приятно ли им было писать о своих достоинствах, были ли затруднения определить эти достоинства.

7. Игра "Луноход"
Описание процедуры. Упражнение выполняется в круге. Ведущий встает на четвереньки! И ничего не объясняя участникам начинает медленно и сосредоточенно двигаться по внутренней части круга от участника к участнику. Поравнявшись с коленями первого из сидящих членов группы, ведущий медленно поворачивает к нему голову, внимательно и по возможности серьезно смотрит ему в глаза и говорит веско и внушительно: "Я – Луноход – 1". Затем, опять устремив взгляд в ближайшую точку перед собой, тем же способом двигается к следующему участнику, где повторяет эти слова. Как только кто-то из участников не удержался и засмеялся, ведущий поворачивается к нему и произносит: "Слышу вас – Луноход – 2, вставайте сзади меня и продолжим движение. Это приказ. Как поняли Луноход – 2". Теперь уже два лунохода медленно двигаются по кругу. Каждый из них сообщает всем, мимо кого проходит, что он Луноход с соответствующим номером. Следующий рассмеявшийся участник становиться Луноходом – 3 и т.д. пока вся группа не оказывается на четвереньках.

В заключение ведущий объявляет, что мы побывали в космическом пространстве и предлагает посмеяться.

8. Медитативно - релаксационное упражнение "Радость любви"
На фоне музыкального сопровождения Ф. Шопена "Ноктюрн" произносятся формулы внушения позитивного отношения к себе, к миру (запись на аудиокассете).
В процессе обсуждения предложить участникам возможность описать их ощущения при прослушивании формул внушения.

9. Упражнение "Аутотренинг"
- Сегодня еще один совершенный день на Земле. Мы проживем его с радостью. Повторяйте за мной.
Я живу в любви и гармонии со всеми…
Я люблю себя… я люблю жизнь… я в гармонии с жизнью…
Я излучаю созданную мной гармонию на всех тех, с кем соприкасаюсь….
Я несу спокойствие… я несу любовь в свой мир…
Мне спокойно… мне хорошо в нашем мире…
Сделали глубокий вдох и медленный выдох.

Во время обсуждения необходимо дать каждому участнику обменяться впечатлениями, высказаться о своих ощущениях, оценить эффективность проведенного тренинга.

Глава 3.1 Практическая психология тренинга как искусство

Сценарии тренинговых занятий

Когда некоторые специалисты-практики говорят о том, что можно создать замечательный сценарий занятия, который может транслироваться и работать – то есть быть эффективным независимо от особенностей личности ведущего и специфики группы, это вызывает, мягко говоря, недоумение. В общем-то в нашей жизни и тем паче в психологической практике все бывает – "На свете много есть такого, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам!", но все-таки: если бы созданный неким специалистом один раз, апробированный на ряде групп сценарий затем был бы "запущен в серийное производство", использовался бы "под копирку" апологетами и, невзирая на погодные условия, обеспечивал бы всякий раз высшую степень эффективности – то все! Можно умывать руки и закрывать все исследовательские психологические институты. А заодно и педагогические вузы.

Были бы разом решены все глобальные методологические, методические, практические проблемы психологии и педагогики. Потому как – вот она, волшебная палочка, универсальный инструмент "исправления" и "выращивания" гармоничной личности. Бери и пользуйся! И пойдут стройными рядами актуализированные субъекты саморазвития. Правда, из инкубатора...

Вспоминается чья-то шутка об одном амбициозном поэте: "Написал пять стихотворений о любви – закрыл тему".

Можно, конечно, помечтать: вот гениальный педагог-новатор подробнейшим образом описывает свои уроки и даже демонстрирует их по телевизору – сотни тысяч менее талантливых учителей но всей стране тут же воспроизводят эти уроки с точностью до запятой и результат: в миллионах ленивых и туго соображающих учащихся вдруг вспыхивает неуемный огонь познания, и они личностно растут прямо на глазах. Тут и там, как грибы, множатся одаренности. Пара лет – и создана новая формация людей, готовых в принципе жить хоть при коммунизме.

Лейла Бабаева
Конспект сценария тренингового занятия для педагогов «Общение в конфликтных ситуациях»

Конспект сценария тренингого занятия

Тема : «»

Цель : представление возможности участникам тренинга получить опыт конструктивного решения конфликтных ситуаций .

Длительность : 90 минут

Характеристика группы : 16 человек (педагогический коллектив )

Место проведения : школьный кабинет

Задачи тренинга .

Проанализировать конфликт с точки зрения положительного и отрицательного воздействия на межличностные отношения и на отношение к самому себе;

Показать основные факторы, определяющие поведение в конфликте ;

Показать значимость эмоциональной сферы человека и ее влияние на общение в ходе конфликта .

Перечень заданий.

Вводная часть

Упражнение «Паутинка добра» ,«Синонимический ряд» ,«Лес ожиданий» .

Основная часть :

Упражнение «Лодка» ,«Стол переговоров» .

Заключительная часть :

Упражнение «По порядку» ,«Обратная связь.

Ход мероприятия

l Вводная часть

Вступительное слово тренера (2 минуты)

Добрый день уважаемые педагоги ! Мне очень приятно видеть вас здесь, я рада встрече с вами. Надеюсь на ваше сотрудничество и активную деятельность. Тема нашего сегодняшнего тренинга «Общение в конфликтных ситуациях » . Мы собрались здесь с целью получения опыта конструктивного решения конфликтных ситуаций .

Упражнение "Паутинка добра" (Приветствие)

Цель : создание атмосферы принятия и понимания, развитие эмпатии, умения позитивно относиться друг к другу.

Время : 5 мину

Инструкция :

Сейчас каждый член группы должен поздороваться с каждым, продолжив начало фразы "Мне нравится в тебе. " или "Мне нравится, что ты. " добавив к ним свое содержание. Очень важно, чтобы вы обращались к друг другу по имени и говорили искренне и от души. Передвигаться можно свободно.

Рефлексия :

Что Вы испытывали, когда Вас приветствовали?

Что было легче принимать приветствие или самому приветствовать?

Упражнение «Синонимический ряд»

Цель : раскрытие сути «конфликта »

Время : 10 минут

Оборудование и материалы : листочки с номером группы, 4 листа со словом «конфликт » , фломастеры (достаточно 4 любых цветов на группу)

Инструкция :

Сейчас мы с вами разделимся на 4 группы (получается по 4 человека) . Для этого достаньте каждый себе по листочку (тренер подносит чашу с листочками, там написан номер группы. Соответственно этих номеров объединитесь в группы и займите каждая свой стол (указать на столы с номерами) .

Вы получили лист со словом «конфликт » . К каждой букве вам нужно составить список слов, так или иначе отражающих суть конфликта . У вас есть 3 минуты. Каждая группа должна составить максимальное количество слов.

Теперь мы с вами зачитаем варианты каждой группы, начиная с первой буквы.

Конфликт - наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.

Рефлексия :

Была ли для Вас какая-то информация новой?

Со всеми ли характеристиками, которые прозвучали, Вы согласны?

Что для Вас осталось непонятным?

Сегодня мы с вами собрались здесь для того, чтобы обсудить эту довольно острую и щепетильную тему! Думаю, что каждый из вас хотя бы раз в жизни сталкивался с конфликтом . В жизни очень важным умение является плодотворное решение конфликтных ситуаций .

Упражнение "Лес ожиданий"

Цель : выявление ожиданий участников относительно результатов тренинга .

Время :5 минут.

Оборудование и материалы : лист ватмана с аппликациями деревьев (по числу участников, цветные стикерсы.

Инструкция :

Сейчас на цветных листочках я предлагаю вам записать свои ожидания от нашего тренинга , а затем эти листочки наклеить на любое из деревьев, подписав под ним свое имя.

Тренер быстро просматривает записи и сообщает группе обобщенный вариант ожиданий , дает комментарий к ним.

ll Основная часть

Для того, чтобы «грамотно» решать проблемные ситуации необходимо активизировать свою мыслительную деятельность на неоднозначное понимание условий задачи и возможность нестандартного ее решения. И сейчас мы с вами в этом потренируемся .

Упражнение «Лодка»

Цель : формирование умений анализировать условия проблемы.

Время : 10 минут.

Оборудование и материалы :

Инструкция :

Вы уже разбиты на группы, так же мы с вами и продолжаем работать. Очень важно здесь быть внимательными к условиям!

Итак, задание! К реке подошли двое и просят лодочника переправить их на другую сторону реки. Лодочник соглашается, но с двумя условиями :

1. в лодке должно быть не более одного человека;

2. лодка должна быть ему возвращена обратно.

Вам нужно, посовещавшись, предложить как можно больше различных вариантов (принимаются все варианты, даже самые фантастические) . На обдумывание решений у вас есть 5 минут.

Заслушиваются предложения всех групп.

Мы идем на конфликт тогда , когда не видим верных решений. Между тем, чтобы решить задачу, необходимо внимательно проанализировать её условия и тогда рациональные решения обязательно будут. Например, в условиях ситуации , которую мы разбирали, не были ограничены параметры времени, пространства, других вариантов преодоления реки без лодки одним из путешественников. К лодочнику вообще могли подойти двое человек и собака. Человек высказал просьбу словами, а собака погавкала. И тогда ограничения лодочника, выраженные требованием, чтобы в лодке ехали не более двух человек, собаку никак не касается. Задача решается легко и имеет множество решений, как и любая конфликтная ситуация .

Рефлексия :

Что важного вы почерпнули из данного упражнения?

Какие сложности возникали в ходе принятия решения?

Упражнение "Стол переговоров"

Цель : формирование умений принятия группового решения в конфликтных ситуациях

Время : 40 минут.

Оборудование и материалы : карточки с игровыми целями

Инструкция :

Организационные моменты : участники разбиты на 4 группы. Группы располагаются так, чтобы не мешать работе друг другу. В центре зала кругом стоят восемь стульев. Каждой группе выдается карточка с игровой целью.

Игровые цели :

1. Вы считаете, что необходимо построить корабль.

2. Вы считаете, что необходимо построить дом.

3. Вы считаете, что необходимо построить несколько лодок и выбираться с острова группами отдельно.

4. Вы считаете, что необходимо съедать слабых и умирающих и ждать помощь с суши.

5. Вы считаете, что надо разжечь по всему острову сигнальные костры.

6. Вы считаете, что необходимо остаться на острове, вдали от цивилизации.

7. Вы – злой человек. Вы должны сорвать переговоры, не дать всем договориться.

8. Вы – миротворец. Вы должны помочь всем прийти к общему решению .

9. Вы – религиозный человек. Вы считаете, что все попали на остров за свои грехи, поэтому надо молиться, молиться.

Игра проводится в 6 этапов. Первый, третий, пятый этапы - обсуждение тактики переговоров в группах : второй, четвертый, шестой этапы - "стол переговоров" (по одному участнику от каждой группы садятся в центре зала на стулья) .

Время каждого этапа обсуждения – 2 минуты. Время каждого этапа переговоров – 7 минут. Во время переговоров разговаривать могут только участники, находящиеся за «столом переговоров» .

Инструкция :

Мы продолжаем работу в группах. Сейчас вам нужно представить ситуацию : вы потерпели кораблекрушение и попали на необитаемый остров. У каждого из вас разные мнения о том, что делать дальше. Вы должны принять совместное решение, цель которого – определить, как вам выжить на острове. А вот и мнения, которые у всех различаются (чаша с листочками - игровыми целями, нужно взять один листочек, о вашей цели «громко не кричим» , ее должны знать только участники вашей команды. У вас есть 2 минуты для обсуждения аргументов.

Теперь вы должны встретиться за «столом переговоров» , один участник из команды.

Цель ваших переговоров - прийти к общему решению .

После игры участники каждой группы знакомят других участников со своей игровой целью.

Рефлексия :

Как проходило обсуждение тактики ведения переговоров в группах?

Какие аргументы, доводы, варианты предлагались?

Как проходило обсуждение во время «стола переговоров» ?

Как вели себя участники во время «стола переговоров» ?

Какие трудности испытывали при выработке общего решения ?

Как участники пришли к общему решению ? (Что помешало участникам придти к общему решению )

Как надо принимать коллективные решения?

Какой опыт вынесли из игры?

lllЗаключительная часть

Упражнение «По порядку»

Цели : снятие усталости; повышение эмоционального тонуса; развитие социальной перцепции.

Время : 5 минут.

Инструкция :

Уважаемы коллеги сейчас, не разговаривая друг с другом, вам нужно по моей команде встать : по росту; по цвету волос (от самых светлых, к самым темным) ; по месяцам и дням рождения; по ширине бедер; по шершавости ладоней; по цвету глаз; по длине пальцев рук.

Упражнение «Обратная связь»

Цель : получение обратной связи от участников тренинга .

Время : 10 минут.

Инструкция :

Вам нужно подойти к плакату «Лес ожиданий» . По желанию, каждый, при наличии ощущения, что он «подрос» на тренинге , может увеличить размер своего дерева (дорисовать вверх) . Если у кого-то возникли еще какие-то ожидания, то он их может дописать на своем листке (или наклеить еще один листок с пожеланиями) .

Рефлексия :

Что для вас сегодня было интересным, а какую информацию вы считаете менее актуальной?

Какие трудности у вас возникали в ходе работы?

Мне было очень приятно сегодня с вами поработать, надеюсь мы еще раз с вами встретимся! Давайте скажем друг другу «спасибо» !


СЦЕНАРИЙ ТРЕНИНГА.

Занятие 1.
Тема: "Я в моём мире".


Цели занятия:

  1. Знакомство в группе
  2. Введение участников в атмосферу тренинга
  3. Установление правил в группе
  4. Определение личных целей каждого участника.
  5. Осознание и принятие участниками себя как личности.

План занятия:


1. Знакомство (5-10 мин.).

Ведущий предлагает участникам тренинга назвать себя, сказать несколько слов о себе, свои ожидания от занятий, предложения по занятиям.


2. Принятие правил работы в группе (10 - 20 мин.)

  • искренность: "говори правду или молчи",
  • конфидециальность: не выносить за пределы группы любую информацию личного характера, которую они узнают о ком-то из участников в ходе работы,
  • безоценочное восприятие других участников группы,
  • поддержка других участников,
  • право высказываться каждому.

3. Упражнение "Лимоны".

Представить, что в каждой руке находятся лимоны.
Начать выжимать сок из них.
Выжав сок - выбросить их и взять новые. Так 3 раза.
Медленно расслабить руки и выбросить лимоны.


4. "Анализ себя" (20 - 30 мин.)

Участникам предлагается сказать 2 -3 основные качества о себе, указать - что эти качества дают в жизни негативного, что - позитивного.


5. "Я в моём мире" (30 - 40 мин.).

Ведущий предлагает участникам закрыть глаза и увидеть себя в своем мире.
- Какой он?
- Как участник воспринимает себя в своём мире?
- Что чувствует?
- Какие слышит звуки?
- Что он хочет, ожидает от этого мира?
Описать свой мир, начиная со слов: "Мой мир - это...".


6. Рисунок "Мой мир" (15-20 мин) - Обсуждение рисунков.


7. Ресурсная релаксация (5-15 мин.)

Занятие 2
Тема: "Принятие себя в новом качестве".


Цели занятия:

  1. Работа с Образом Я для повышения самооценки.
  2. Принятие себя.
  3. Повышение уверенности в себе.

План занятия:


1. Разминка (5- 10 мин.)

Ведущий просит участников назвать ассоциации, которые вызывает сегодняшнее настроение.


2. Упражнение "Пружина".

Сложить руки таким образом, как ученик за партой.
Правую руку поставить на локоть и представить, что сжимается пружина, затем
резко пружина отстрельнула.
Повторить то же с другой рукой.


3. Анализ себя (20 - 30 мин.).

Участников просят разделить лист на три колонки. В первой колонке участники пишу! всё то новое, необычное, то, чего раньше не было или не замечалось ими, что они наблюдают в себе в состоянии беременности. Вторая колонка - какое чувство вызывает каждое из указанных состояний. Третья колонка - что позитивного дает в настоящий момент (и в будущем) каждое из перечисленных состояний.


4. "Сравнение - отличие" (15 -20 мин.)

Ведущий предлагает двум женщинам сесть рядом. Другим участникам необходимо найти между ними сходства и отличия.
Это упражнение хорошо проделать всем участникам.


5. Релаксация "Соединение образов" (20 - 25 мин.) Участники расслабляются и ведущий задаёт следующие темы:

  • увидеть себя в прошлом;
  • увидеть себя в будущем;
  • увидеть себя в настоящем;
  • соединить все эти образы в единое целое;
  • принять этот получившийся образ в себя.

6. Рисунок "Соединение образов" (20 - 30 мин.) Обсуждение рисунков


7. Обратная связь.

Занятие 3.
Тема: "Работа с Образом Я".


Цели занятия:

  1. Повышение самооценки, формирование целостного представления о своем Образе Я.
  2. Поиск внутренних ресурсов для преодоления трудностей.

План занятия:


1. Разминка (5- 10 мин.)

Сказать, что хорошего произошло за время, пока участники не виделись.


2. Упражнение "Черепашка".

Представить себя черепашкой, которая греется на солнышке.
Теперь черепашка услышала какие-то звуки и напрягла шею, посмотрела в разные стороны, затем черепашка успокоилась и расслабилась. Так 3 раза.


3. Упражнение "Я - мать" (30 - 35 мин.)

Участникам предлагается написать на листе бумаги ответы на следующие вопросы:

Когда родится мой ребенок, как изменюсь я?
- Когда родится мой ребёнок, как изменятся мои близкие (муж, мать, отец, братья, сестры и так далее)?
- Какие обязанности будут у меня по отношению к ребенку?

Какие обязанности будут у моего ребенка по отношению ко мне? Как вы представляете себе, что такое "хорошая мать"? Напишите качества, которыми она должна обладать?


4. Ресурсная релаксация (10-20 мин.).

Представьте, что в самом центре вашего существа есть маленькая частица, которая очень спокойна и счастлива. Не затронута страхами и проблемами о будущем, пребывает она в полнейшем мире и счастье. До нее нельзя добраться, к ней нельзя прикоснуться. Если вы пожелаете, ее можно представить в виде некоторого Образа - язычка огонька, драгоценного камня или потаенного озера, спокойного, с гладкой, без малейшей ряби поверхностью, или чего-нибудь еще. Преисполненная глубокой умиротворённости и радости, спокойствия и силы, она находится в полной безопасности. Она там - глубоко в вас. Представьте теперь, что этот огонёк, этот драгоценный камень, это озеро или то, что вы представили, находящееся глубоко, в самом центре, в самом ядре вас, - это вы сами.
Представьте, что этот потайной центр всегда пребывает в вас, оставаясь спокойным и тихим, через какие бы трудности, проблемы и беспокойства вам не пришлось пройти, и в любой момент вы можете вспоминать, что эта частица там. И много раз за день вы можете вспоминать об этом маленьком ядрышке внутренней умиротворённости, мысленно приобщиться к нему. Зная, что оно здесь, совсем рядом, вы будете ощущать спокойствие и расслабленность и одновременно уверенность и силу.


5. Обратная связь.

Занятие 4.
Тема: Анализ воспитания.


Цели занятия:

  1. Анализ жизненных сценариев и работа с ними.
  2. Обозначение своего личностного пространства для повышения чувства защищённости.

План занятия:


1. Разминка (5-10 мин.)

Участникам предлагают найти эмоционально адекватные образы:
"Раздражённый человек - это человек, который..." "Радующийся человек - это человек, который..." "Расслабленный, умиротворённый человек - это тот, кто..."


2. Упражнение "Надувная игрушка".

Представить себя надувной игрушкой - сдутой. Теперь эту игрушку начали надувать, надули туго- туго, затем она медленно сдулась.


3. Анализ воспитания (20 - 30 мин.)

Участникам предлагается ответить себе на следующие вопросы:
Как вас воспитывали родители?
Кто больше принимал участие в вашем воспитании, кто из родителей не уделял вам внимания?
Что дало вам в жизни родительское воспитание, отношение к вам?
Что, по вашему мнению, вам родители недодали?
В чём есть лишь ваша заслуга, что вы такая? - Были бы вы такой, если бы не определенное поведение ваших родителей?
Охарактеризуйте одним словом тип родительского воспитания, который применялся по отношению к вам. Обсуждение понятий "самостоятельность", "ответственность".


4. Релаксация "Личное пространство" (20 - 30 мин.)

Через минуту я попрошу всех в нашей группе закрыть глаза, и мы побываем в воображаемом фантастическом путешествии.
Теперь, я хотела бы, чтобы вы расположились как можно удобнее и закрыть глаза. Ощутите, как спина прикасается к спинке стула, как ноги стоят на полу. Почувствуйте свои пальцы. Почувствуйте свое дыхание, какое оно, ваше дыхание, послушаете его. Так же вы можете почувствовать биение вашего сердца, это ваше сердце, ваше состояние, это вы сами. Почувствуйте себя.
Когда вы закрываете глаза, возникает пространство, в котором вы находитесь. Это то, что я называю вашим личным пространством. Вы владеете таким пространством в этой комнате, в любом другом месте, где вы находитесь, но обычно не замечаете этого При закрытых глазах вы можете почувствовать это пространство - в нем находится ваше тело и воздух вокруг вас. Это приятное место, потому, что это только ваше пространство.
Итак, вы попали в свое пространство, оно только ваше. Всмотритесь в свой мир... Ни что он кажется похожим… Какой он?.. Какого он цвета?.. Рассмотрите хорошенько на все, что находится в вашем пространстве. Что там происходит?.. Походите там. Посмотрите все вокруг себя. Как вы чувствуете себя в этом вашем мире. Чувствуете ли вы себя хорошо или не очень?.. Чувствуете ли вы себя свободно или нет?... Насколько вам уютно?..
А теперь, когда вы хорошенько огляделись, все рассмотрели и почувствовали все, что с вами происходит, тихонько выгляните из вашего пространства. .. Что вокруг него, в том мире. который вне вашего пространства?... Что там, за вашим пространством?... Что вы видите?.. Какой он, тот мир. который окружает ваше пространство?.. Может быть там кто-то находится, или никого нет. Какие предметы вас окружают, или может там пусто?.. Что вы чувствуете?.. Как тот мир относится к вам, когда вы находитесь в своем пространстве?.. Тепло там или холодно, светло или темно, радостно или грустно?.. Что там происходит, в том мире, который вне вашего пространства?..
И когда вы все хорошо разглядели, окажитесь снова только в своем, уже знакомом вам, пространстве...
Представьте, сколько места занимает ваше личное пространство в том мире, который вокруг вас?..
Через минуту, после того, как вы всё это представите, вы откроете глаза и снова окажитесь в нашей общей комнате. Когда вы откроете глаза, я хотела бы, чтобы вы взяли бумагу, краски и нарисовали то место, в котором вы были, ваше место и мир вокруг него. Пожалуйста, не разговаривайте, пока будете рисовать. А если надо что-то сказать - говорите шепотом. Нарисуйте место, которое вы представили себе. Если вам захочется, вы можете отразить ваши чувства по отношению к этому месту, используя цвет, различные формы, линии. Определите, где вам лучше изобразить себя в этом месте?.. Как только почувствуете, что готовы, можете начинать.


5. Рисунок "Личное пространство" (25 - 30 мин.) Обсуждение рисунков


6. Обратная связь.

Занятие 5.
Тема: Анализ воспитания (продолжение).


Цели занятия:

  1. Осознание различных типов и методов воспитания.
  2. Принятие ребенка в себе.
  3. Определение и проработка некоторых внутренних конфликтов.

План занятия:


1. Разминка "Сравнение по цепочке" (5-10 мин. Участникам предлагается найти сравнение):

"Проходивший поезд громыхал как..."
"Налетевший ветер выл как..."
"Гладь озера сияла в лунную ночь как..."


2. Упражнение "Снежная баба"

Представить себя Снежной бабой, которую слепили в морозный день. Пришла весна, пригрело солнышко и Снежная баба начала таять и растаяла, стала ручейком.


3. "Типы воспитания" (20 - 25 мин.)

Ведущий предлагает взять за основу следующие типы воспитания: демократичный, дружеский, предоставляющий полную самостоятельность, строгий, требовательный, опекающий.

Участникам предлагается написать на листочках какого бы типа воспитания они придерживались и закончить следующие фразы:
"Я предпочитаю стиль воспитания..."
" Это позволит стать моему ребенку..."
"Это значит, что по отношению к ребенку я буду вести себя -.."

Далее участники сворачивают листочки и складывают их в "шапку", где листочки перемешиваются. Затем участники вытягивают листочки - необходимо доказать написанные утверждения как если бы они были от своего имени. Другие могут не соглашаться, задавать вопросы, высказывать своё мнение по этому поводу.


4. Релаксация "Внутренний ребенок" (20 - 25 мин.)


5. Рисунок на метафору (30 - 35 мин.) Обсуждение рисунка

Занятие 6.
Тема: "Установки".


Цели занятия:

  1. Повышение психологической готовности к будущему материнству.
  2. Анализ установок.
  3. Осознание своих прав и обязанностей по отношению к ребёнку.

План занятия:


1. Разминка "Сегодняшнее состояние" (5-10 мин.)

Участникам предлагается закончить фразу: "Моё сегодняшнее состояние можно сравнить с..."



3. Анализ родительских установок (15-25 мин.)

Ведущий рассказывает участникам о том, что в каждой семье есть крылатые выражения, которыми пользуются взрослые члены семьи. Называются такие фразы "установками". Установка - это готовность, предрасположенность человека к восприятию будущих событий и к действиям в определённом направлении, она обеспечивает устойчивый целенаправленный характер протекания соответствующей деятельности. Установки часто переходят из поколения в поколение и имеют весьма важное функциональное значение. Есть установки, помогающие в решении определённых жизненных задач, но есть и те, которые действуют негативно. Пример установки: "Мы бедные, но гордые".

Участников просят вспомнить и рассказать:

  • Какие установки от родителей, бабушек, дедушек они получили?
  • Что в жизни дали эти установки?
  • Чем в будущем эти установки могут помочь или помешать в жизни?
  • Какие установки хотели бы передать детям, как дети могли бы их понять, что они могли бы дать им в жизни?

4. Анализ семейного воспитания (25 - 30 мин.)

Ведущий предлагает следующие вопросы для обсуждения:

  • Какими бы вы хотели видеть своих детей?
  • Какие основные качества, как вы считаете, вам хотелось бы в них воспитать?

Как этого можно достичь, методы.
В чем состоят мои обязанности по отношению к ребёнку?
Какими правами вы обладаете?
На ваш взгляд, какие качества хотел бы воспитать в ребенке ваш муж?
Какими бы методами он добивался этого?


5. Релаксация "Выбор" (15-25 мин.)

Участники садятся удобнее, расслабляются, ведущий предлагает представить дом, войти в него. Увидеть 3 двери. Какую дверь откроете? Что дальше? Что за дверью?


6. Рисунок "Выбор" (25 - 35 мин.)

Обсуждение рисунков.


7. Обратная связь.


Домашнее задание для мужа: Написать, каким он хочет воспитать ребенка, какие методы нужны для этого.


Занятие 7.
Тема: "Опыт трёх поколений".


Цели занятия:

  1. Осознание мотивов и способов действия обоих родителей для определения единого стиля воспитания ребёнка с целью лучшей адаптации к новым объектным отношениям в семье.
  2. Осознание и проработка отношений "трёх поколений" для улучшения психологического климата в семье.

План занятия:


1. Разминка "Ошибки восприятия" (5 - 10 мин.)

Ведущий задаёт ситуации, а участники перечисляют возможные ошибки в восприятии предмета.
"На столе лежит шапка, при плохом освещении её принимают за..."
"Куст сирени в темноте можно принять за..."
"Пену морского прибоя можно принять за..."


2.Упражнение "Энергия звука".


3. Определение единого стиля воспитания (20 - 25 мин.)

Обсуждение домашнего задания. Участники зачитывают выполненное мужем домашнее задание. Обсуждение - насколько точка зрения мужа на воспитание детей совпадает с точкой зрения участника занятия.


4. "Опыт трёх поколений" (20 - 25 мин.)

Участникам предлагаются следующие вопросы для обсуждения:
Что бы вам хотелось взять в качестве опыта из того, как вас воспитывали ваши родители?
Что бы не хотелось перенимать из отрицательного опыта?
- Какое влияние могут оказывать ваши родители и родители мужа на воспитание ребенка? Что с этим делать? Как этого можно реально избежать? Что для этого предпринять? Есть ли какие-то компромиссы?


5. Релаксация "Старец в пещере" (15-20 мин.)

Вы замечаете, какой свежестью веет с моря и чайку, кружащуюся высоко в небе... Воздух наполнен необычайным ароматом простора и свободы... И вы видите, что перед вами пещера. Вы входите в нее. Гулко раздаются шаги в пустой пещере... Вы оглядываетесь... Вокруг никого, вы один... Посредине пещеры вы видите небольшой, теплый, уютный очаг костра... И может вам захотелось присесть к нему и погреться около него и подумать о чем- то своем... Ивы чувствуете, что вы не один и вам от этого хорошо... Возле вас кто- то, кто понимает вас, защищает вас... Прохладный воздух струится вокруг вас... и вы чувствуете незримое пока еще чье- то присутствие... Вы начинаете вглядываться в темноту, чтобы понять - кто рядом с вами... Вы хотите увидеть и услышать его.. Вы замечаете, что чья- то тень мелькнула у входа и пещеру... Вы вглядываетесь в темноту другой стороны пещеры и замечаете Старца… Он внимательно смотрит на вас, спокойно и мудро... И вы смотрите друг другу в глаза, и у вас начинается разговор... Вы понимаете, что сейчас у вас есть возможность получить ответ на самый важный и сокровенный вопрос в вашей жизни... Задайте сейчас Старцу вопрос, на который вы хотели бы получить ответ... и выслушайте, что он скажет... Вы слышите, что Старей разрешает вам задать еще один вопрос... И снова на него прозвучит ответ... Услышьте его... А теперь, посидите, подумайте и сформулируйте свой последний вопрос, который вы зададите Старцу...
Когда ответы на все вопросы получены, вы можете поблагодарить Старца за его мудрость, теплоту, защиту, а может за что-нибудь еще... Попрощайтесь с ним и отпустите его... Его присутствие, его тепло, его мудрость вы теперь будете ощущать в себе всегда...
Выйдите из пещеры, ощутите, как теплый ветер ласкает ваше тело, гладит по лицу своим легким крылом и солнце ласково обволакивает вас. Вы можете пройти по берегу и войти в море... Вы можете ощутить, как его живительные силы вливаются в вас, и ветер дает вам уверенность и волны смывают все разочарования и обиды, и придают вам легкость... И солнце отдает вам частичку жизненных сил и заряд неистощимой энергии и тепла... Вода очищает вас от всего наносного и чуждого вам, вашей личности, вашей сути... Ощутите радость свободы, легкости и силы, с которой море подхватывает вас и качает на своих волнах...
И пусть, когда через минуту вы откроете глаза и снова окажитесь в нашей комнате, это ощущение покоя, радости, свободы, уверенности, силы останется с вами. И вы будете ощущать в себе все, что получили, ощущая свободу, легкость и свежесть...
Когда вы будете готовы, можете открыть глаза.


6. Рисунок на метафору (25 - 35 мин.)

Обсуждение рисунков


7. Обратная связь.

Занятие 8.
Тема: Ребёнок первого года жизни.


Цель занятия:

Рассмотреть основные психологические аспекты воспитания и общения с ребенком на ранних стадиях его развития с точки зрения некоторых психосоциальных стадий Эриксона.


План занятия:


1. Разминка "Предмет в детской игре" (5-10 мин)

Участникам предлагается перечислить то, как можно использовать в детской следующие предметы: пучок травы, камешки, пакет из-под молока, сухие ветки.


2. Упражнение "Энергия звука"

Пропеть пословицы таким образом: первый участник начинает низким голосом одно слово из пословицы, каждый последующий повышает голос на пол тона. Затем - наоборот.


3. "Формирование базовых навыков" (20 - 25 мин.)

I год жизни -- формирование доверия или уверенности; младенец воспринимает мир как безопасный. людей - заботливыми и надежными, осознает свое место в зависимости от качества получаемой им материнской заботы, то есть постоянства, тождества, адекватности переживаний. Мы это наблюдаем, когда малыш переносит отсутствие матери без чрезмерного страдания и тревоги. В ином случае, причиной кризиса будет ненадежность, несостоятельность матери, отвержение ею младенца. Появится страх, опасение за свое благополучие, подозрительность.

Ведущий предлагает участникам обсудить вопросы:

  • Как, с их точки зрения, у ребенка формируется доверие к миру, а как - недоверие? Что такое доверие?
  • Кому может доверять сам участник тренинга, почему?
  • Кто может помочь в формировании доверия?
  • Что для этого нужно делать, как себя вести, какие методы использовать?

Самостоятельность, добровольность, упрямство- Все эти качества формируются на 2 - 3 году жизни. 3 года - кризис "Я сам". Зависит от готовности родителей постепенно представлять детям свободу самим осуществлять контроль за своими действиями.
Как формировать самостоятельность в этом возрасте? Какое поведение родителя приведет к тому, что ребёнок будет упрямым?


4. Релаксация "Путешествие в неизвестность" (15 - 30 мин.)

Ведущий предлагает участникам образ "Водное пространство". Нужно представить любое водное пространство. Описать, что это, какое оно, где находится он сам, что чувствует, какие звуки слышит? Это пространство необходимо перейти, преодолеть каким-то образом. Как участник будет преодолевать это водное пространство? Затем отметить, с чем участник встретится, когда преодолеет это пространство?


5. Рисунок "Путешествие в неизвестность" (25 - 35 мин.)

Обсуждение рисунков Домашнее задание: Нарисовать герб семьи совместно со всеми членами семьи.


6. Обратная связь.


Занятие 9.
Тема: "Ребёнок - отдельная личность".


Цели занятия:

  1. Расширение границ восприятия будущего ребёнка как отдельной личности,
  2. Осознание важности поддерживающего отношения к ребенку в общении с ним.
  • Осознание своего жизненного сценария.
  • Осознание и вербализация тенденций изменения в себе
  • План занятия:


    1. Разминка "Свеча по кругу". (5-10 мин.)

    Ведущий предлагает участникам тренинга пустить по Кругу воображаемую свечу. Каждый берёт ей в руки, думает о чём-то важном для себя и бережно, чтобы не потухла, передаёт другому.


    2. Упражнение "Аутотренинг"


    3. Упражнение "Сказка о себе" (25 - 30)

    Ведущий предлагает вспомнить любую сказку, которая нравится участникам или которую просто вспомнили сейчас. Назвать эту сказку. Для обсуждения предлагаются следующие вопросы:

    • Кем бы вы были в этой сказке?
    • Какие роли и кому из своих близких вы дали бы в этой сказке?
    • Можно дополнить сказку персонажами по своему усмотрению.
    • Как бы вы изменили эту сказку, каких бы героев вы еще добавили?
    • Гостев А.А. Дорога из Зазеркалья: психология развития образной сферы человека,- М.: Институт психологии РАН, 1998.
    • Лабиринты психологии /Под ред. Трушковой С.В..- М.: Издат. Отдел УНЦ ДО Ml oУ, 1996.
    • Миллс Дж., Кроули Р. Терапевтические метафоры для детей и внутреннего ребёнка.- М.: Независимая фирма "Класс", 1996.
    • Паранхо К. Гештальт - терапия: Отношение и Практика атеоретического эмпиризма.- Воронеж: НПО "МОДЭК", 1995.
    • Пантелеев С.Р. Методика исследования самоотношения.- М.: "Смысл", 1993.
    • Пайяз Д. Бессознательное использование своего тела женщиной. Пер. с английского Е.И. Замфир под ред. Проф. М.М. Решетникова. СПб.: совместное издание Восточно- Европейского института психоанализа и Б.С.К., 1997.
    • Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. -Самара: Издательский дом "БАХРАХ", 1998.
    • Рыжков В.Д. Практическая психология женских кризисов.- СПб.: Лань, 1998.
    • Сарган Г.Н. Тренинг самостоятельности у детей.- М.: "ГЦ "Сфера", 1998.
    • Стюарт В. Работа с образами и символами в психологическом консультировании.- М.: Независимая фирма "Класс", 1998.
    • Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. Руководство по репертуарным личностным методикам. М.: "Прогресс", 1987.
    • Хрестоматия по телесно- ориентированной психотерапии и психотехнике / Редактор- составитель В.Ю. Баскаков. 2-е изд. М.: "Смысл", 1997.
    • Юнг К.Г., фон Франц М.- Л., Хендерсон Дж. Л., Якоби И., Яффе А. Человек и его символы/ Под общ. Редакцией С.Н. Сидоренко.- М.: "Серебряные нити", 1997.
    • Caplan G. Concept of Mental Health and Concultation. Waschington, DC: US Children Burtau. 1959.- An Approach to Community Mental Health. London, Tavistock. 1961.
    • Erikson E.H. Identity and the Life Cycle. Issues, Monogr 1. New York: International Universities Press, 1959.
    • Pines D. The relevance of early psychic development to pregnancy and abortion. Int. J. Psycho-Anal, 1982.
    • Rapoport. R. Normal crises: Family struture and mental health. Family Process 2, 1963.
    • Ringler М. / Wien. Med. Wschr. - V.4 8.
    • Uddenberg N., Nillsson L/ Acta psychiat. Scand., 1975, V 52, 3.
    • Young I. М. Pregnant embodiment: Subjectivity and alienation/ Synthesis philos.-Xagreb, 1995.- V. 10, fasc. 1-2.

    Разделы: Школьная психологическая служба

    Что такое «современная молодежь»? К счастью, она такая разная, что кратко ответить на этот вопрос невозможно. Почему «к счастью»? Да потому, что чем больше разных групп, образов, интересов, тем больше шансов, что каждый подросток смогут найти и проявить себя, свою индивидуальность, свою неповторимость, и в тоже время найти поддержку у тех ровесников, кому близки их беспокойства и интересы. Это очень важно. Важно потому, что старшеклассником быть трудно.

    Взрослые часто предъявляют к старшеклассникам требования, которые в 15-17 лет просто невозможно выполнить. Иногда потому, что они слишком «взрослые». В твои годы давно пора знать, чему ты посвятишь свою жизнь! Или наоборот, совершенно недооценивающие взрослости. Ты помыл руки? Пора ложиться спать, уже 10 часов! Тебе еще рано о девочках думать!

    Но самое трудное заключается в том, что подростки начинают задавать себе вопросы, отвечать на которые можно всю жизнь. Постоянно живешь в ситуации выбора, постоянно испытываешь напряжение, постоянно проверяешь себя, своих друзей, своих близких. Постоянно испытываешь разочарование, растерянность, удивление, порой злость. Вроде бы хотел поступить честно, а тебя объявили предателем. Не хочешь хвалиться своими знаниями, уже записали в серость, хотел сообщить всем что-то новое, интересное – выскочка!

    Но самое грустное, посоветоваться, оказывается, не с кем. У сверстников те же проблемы, но говорить об этом не всегда удобно, а взрослым, как всегда некогда. Объяснить им, что ты без ответов на эти вопросы жить не можешь, тоже оказывается, очень непросто.

    Ответы на эти вопросы поможет найти цикл тренинговых занятий для подростков «Жизнь прожить – не поле перейти».

    Цели занятий:

    • расширение знаний учащихся о себе, своих возможностях и способностях;
    • развитие умений ориентироваться в мире взрослых, занимать активную жизненную позицию, преодолевать трудности адаптации в современном обществе.

    Условия проведения занятий

    Цикл рассчитан на 8 занятий, продолжительность каждого занятия от 60 до 90 минут, проводятся один раз в неделю. Количество участников от 8 до 14 человек. Каждое занятие обязательно включает в себя: ритуал приветствия, основное содержание, рефлексию после каждого упражнения, ритуал прощания.
    На занятиях используются методические средства такие как: беседа, дискуссии, самотестирование, различные варианты психотехнических игр и упражнений, самовыражение в рисунках.
    Цикл тренинговых занятий рассчитан на работу с подростками 14-16 лет.

    Занятие 1. Семь «Я» человека.

    Цель: формирование стремления к самопознанию, возможности распознавать личностные качества, стремление к взаимодействию с другими людьми.

    I. Психолог сообщает цель предстоящих встреч, кратко рассказывает об этапах занятий.

    Здравствуйте! Сегодня мы начинаем цикл занятий – «Жизнь прожить – не поле перейти», на которых мы с вами рассмотрим вопросы, волнующие каждого человека на протяжении всей жизни. Для начала познакомимся с ритуалом приветствия, которым мы будем начинать каждое наше занятие.

    Участники встают в круг и кладут руки на плечи друг другу. Они приветливо смотрят друг на друга и говорят: "Здравствуйте!".

    Психолог. На занятиях мы будем выполнять разные интересные задания и упражнения. Но для того, чтобы занятия проходили успешно нам необходимо обсудить правила, которые необходимо соблюдать на протяжении всех встреч. (Учащиеся предлагают, педагог записывает на ватмане, который будет обязательным атрибутом на каждом занятии). (Приложение 1 )

    II. Основная часть

    1. Принятие правил. Ведущий обещает выполнять правила и просит каждого участника дать такое обещание.

    2. Упражнение «Назови свое имя». Ребятам предлагается назвать свое имя и сказать нравится ли оно. Назвать свое имя ласково.

    3. Дискуссия по упражнению. Почему одним людям нравится их имя, а другим нет? Что обозначают ваши имена? В честь кого вас назвали? Кто из родителей вас назвал?

    4. Психолог. Наше первое занятие мы посвятим одному очень важному вопросу. Что это за вопрос – предлагаю отгадать самим. (На доске записаны буквы, которые при перестановке превращаются в слово «м о п а н н с а о з и е ») Как вы думаете, что такое самопознание?

    5. Тест «Семь «Я» человека» (Приложение 2 )

    Ребятам предлагается выполнить тест «Семь «Я» человека».

    6. Дискуссия по выполнению теста:

    Узнали что-нибудь новое о себе? Согласны ли вы, с результатами теста? Полезна ли полученная информация?

    7. Упражнение-разминка «Карлики и великаны»

    Все встают в круг. На команду «Великаны!» – все стоят, а на команду: «Карлики!» – нужно присесть. Ведущий пытается запутать участников: приседает на команду «Великаны!»

    III. Заключительная часть

    1. Рефлексия занятия. У учащихся на столе лежат вырезанные из плотной бумаги градусники. Ребята должны отметить на них свою температуру, которая определяется значением урока.

    Шкала оценки следующая: 36,6 – нужно, полезно, интересно, необходимо 38 – сложно, неинтересно, обременительно; 34 – бесперспективно, безразлично.

    2. Ритуал прощания. Психолог предлагает придумать ритуал прощания. После обсуждения можно предложить такой вариант: все стоя в кругу, берутся за руки и хором произносят: «До-сви-да-ни-я». На последнем слоге участники поднимают руки вверх, не разнимая их, и делают шаг к середине круга

    Занятие 2. «Ни печали без радости, ни радости без печали».

    Цель: расширение представлений о жизненных проблемах и способах их преодоления.

    I. Ритуал приветствия.

    II. Основная часть

    1. Мотивационный блок.

    Учащиеся в течение минуты анализируют свои впечатления о прошлом занятии. Ведущий просит выразить их одним словом, например, любопытно, интересно, поучительно и др.

    2. Притча «О трудностях». Ведущий предлагает послушать притчу «О трудностях» (Приложение 3 )

    2. Вопрос учащимся: Понравилась ли вам притча? Чем? Понятен ли вам смысл притчи? Согласны ли вы с выводами автора?

    3. Блок самоанализа и самооценки. Учащимся предлагается поработать самостоятельно и сформулироватьпричины жизненных трудностей человека,определить те жизненные трудности, которые поджидают человека на жизненном пути. Затем ведущий прикрепляет к доске ватман, на котором выписаны трудности, встречающиеся в жизни человека. Ребятам предлагается сравнить и обсудить, что у них получилось.

    4. Обсуждение упражнения

    5. Упражнение «Через три года»

    Ведущий. Предлагаю вам выполнить упражнение, которое позволит взглянуть на жизненные проблемы в более широком контексте, сопоставив их с собственным будущим. Кроме того, оно дает повод задуматься, какая деятельность для нас действительно важна, а о чем через несколько лет мы даже и не вспомним. Ведущий просит учащихся составить список наиболее важных дел занимающих их в данный период жизни. Когда список составлен, участникам предлагается представить себе, что они стали старше на три года, и подумать об этих делах и проблемах «задним числом» - так, как будто с тех пор уже прошло три года. Раздумывая над этим, надо ответить на следующие вопросы (вопросы записаны на доске):

    • Что именно вы сможете вспомнить об этой проблеме?
    • Как она влияет на то, как складывается ваша жизнь теперь, по прошествии трех лет?
    • Если бы такая проблема сейчас встала перед вами, как бы вы стали ее решать?

    6. Дискуссия по упражнению

    III. Заключительная часть

    1. Беседа

    Каждый из нас – строитель собственной личности. Любой человек способен на многое, если во время сумеет заглянуть в себя и увидеть то малое, которое может перерасти в нечто большое и значительное. Как же стать человеком, способным в полной мере реализовать свой потенциал? Нужно просто прислушаться к тем советам, которые предлагают нам люди, которые имеют на это право. Учащимся раздаются буклеты «Советы Чарли Чаплина». (Приложение 4 )

    2. Рефлексия занятия

    Учащиеся делятся впечатлениями о занятии.

    3. Ритуал прощания

    Занятие 3. «Сказка ложь, да в ней намек»

    Цель: формирование навыков преодоления стресса.

    I. Ритуал приветствия.

    II. Основная часть.

    1. Психолог предлагает ребятам вспомнить самый запоминающийся фрагмент прошлого занятия. Ребята высказывают свое мнение по цепочке.

    2. Сказка «Охотник и его сыновья» (Приложение 5 )

    Психолог знакомит учащихся со сказкой «Охотник и его сыновья», написанную А.А.Рухмановым, которая может заставить задуматься о том, готовы ли мы к преодолению трудных жизненных ситуаций.

    3. Вопросы для обсуждения. О чем эта история? Чему она учит? Как она может помочь в реальной жизни?

    4. Психолог . История учит тому, что под стеклянным колпаком всю жизнь не проживешь, что жизнь без тревог и забот – это не жизнь, что именно заботы и тревоги приносят человеку радость. Наша жизнь это радости и огорчения, удачи и неудачи, конфликты и примирения, заботы, в общем, сплошные проблемы. И каждый раз мы должны решать их. Вся жизнь состоит из стрессовых ситуаций, без которых она невозможна.

    5. Упражнение «Воздушные шары»

    Психолог . Для того, чтобы легче перенести стресс, психологи разрабатывают советы, различные упражнения .

    Каждому ученику раздается по два воздушных шара и фломастеры. Ребятам предлагается вспомнить несколько неприятных ситуаций, приводящих к стрессу. Надувая шарик, представить, что в него передаются отрицательные эмоции. Затем проколоть шарик иголкой, представив, что все отрицательные эмоции улетучились.
    Ученикам предлагается надуть еще один шарик, представляя, что он наполняется положительной энергией. Подобрав, слово, обозначающее положительную эмоцию, написать его на шарике. Шарик подбрасывается вверх. Наблюдая за ним, следует попытаться закрепить в сознании те слова, которые на нем написаны. Которые были на нем изображены. В дальнейшее, когда учащимся придется столкнуться с какой-либо неприятной ситуацией, им следует вспомнить об этом шарике и о том, что было на нем изображено.

    6. Дискуссия по упражнению

    III. Заключительная часть

    1. Упражнение «Передай мяч, не используя ладони»

    Участники встают в круг. Передают друг другу мяч, не прикасаясь к нему ладонями. Так несколько раз. На заключительном круге, передавая мяч обычным образом, заканчивают предложение: «Любая проблема может быть решена, если…»

    2. Ритуал прощания

    Занятие 4. «Либо в стремя ногой, либо в пень головой»

    Цель: формирование навыков конструктивного поведения в ситуации сложного выбора.

    I. Ритуал приветствия

    II. Основная часть

    1. Задание «Лилипуты и великаны»

    Психолог. Представьте себе, что вам предложили совершить путешествие или в страну лилипутов, или в страну великанов. Куда идти? Если вы отправитесь в страну лилипутов, вы будете больше и сильнее, чем жители страны, но лилипуты очень злобные и агрессивные существа. Если ваш выбор падет на страну великанов, то вы окажетесь маленькими и беззащитными, но встретитесь с добродушными и гостеприимными людьми. Сделайте свой выбор и обоснуйте его. У вас на принятие 1 минута.

    2.Обсуждение задания

    3. Игра «Путешествие в горы» (Приложение 6 )

    Психолог говорит о том, что сегодняшнее занятие будет проходить в форме игры (приложение).Учащимся предлагается совершить путешествие в горы.

    III. Заключительная часть

    1. Психолог. Дорога, по которой вы ехали, напоминает нашу жизнь? Можно ли прожить жизнь без препятствий и неудач? Как к ним относится? Каким образом данная игра относиться к теме нашего разговора?

    2. Ритуал прощания

    Занятие 5. «Ни один человек не может быть островом»

    Цель: помощь в осознании роли общения в жизни человека.

    I . Ритуал приветствия

    II. Основная часть

    1. Упражнение «Расшифруй»

    Психолог. Представьте себе, что слово «общение» требует расшифровки, но необычной. Необходимо каждую букву, входящую в это слово использо­вать для того, чтобы дать характеристику понятия «общение».

    2. Беседа «Трудности человека, связанные с общением»

    Можете ли вы подтвердить или опровергнуть фразу: «Самая главная роскошь на земле – это роскошь человеческого общения». (Антуан де Сент Экзюпери.)
    Как отсутствие общения может повлиять на человека, его физическое и психическое состояние? Говорил ли кто-нибудь вам слова: «Я не хочу с тобой общаться»? Эти слова были справедливо сказаны или нет? Как вы на них реагировали?

    3. Упражнение «Умею ли я общаться»

    Учащиеся чертят в тетрадях прямую линию и делят ее на 10 равных частей. Знаком «+» они отмечают на прямой линии свое желание общаться. Знаком « – » свое умение общаться.

    4. Обсуждение упражнения

    Учащиеся обсуждают полученные результаты и определяют, из-за чего чаще всего не складывается общение.Называют возможные причины разлада в общении, которые могут назвать учащиеся самостоятельно или в ходе обсуждения.

    5. Игра «Общий язык»

    Группа разбивается на тройки, при помощи расчета на 1-2-3. Игроки должны договориться между собой, например, о том, где. Когда и зачем они должны встретиться. Но средства общения у каждого из них ограничены: один неподвижно сидит с завязанными глазами, другой обязан молчать и не двигаться, третий лишается права разговаривать, и у него тоже завязаны глаза. Задача в таком состоянии тройка должна за минимальное время о чем-то договориться. Когда закончит работу последняя тройка в группе (за этим следит ведущий), можно приступать к обсуждению.

    6. Обсуждение упражнения. Что способствовало нахождению общего языка?Что препятствовало нахождению общего языка?

    7. Прослушивание фрагмента из жизни Авраама Линкольна (Приложение 7 )

    8. Обсуждение ошибок оценивания людей в общении.

    III. Заключительная часть

    1. Рефлексия занятия

    Учащиеся составляют график эмоционального воздействия урока на их ощущения и эмоции. Для этого на доске написан план урока. Пункты плана наносятся на график и определяются самые главные, по их мне­нию, моменты урока.

    2. Ритуал прощания

    Занятие 6. «С кем поведешься от того и наберешься»

    Цель: осознание подростками необходимости и важности объединения людей в группы по интересам; формирование убеждения, что каждый человек несет персональную ответственность за свое решение.

    I. Ритуал приветствия

    II. Основная часть

    1. Упражнение «Ассоциации»

    Психолог. Какие ассоциации возникают у нас, когда мы слышим слово «компания».
    Слова, которые называют учащиеся, записываются на доске: «друг», «не бросят», «гуляем», «разговариваем», «не скучно» и др.

    Вывод: в основном слово «компания» вызывает у нас позитивные чувства.

    2. Беседа о причинах объединения в группы

    Психолог обращает внимание учащихся на то полезное, что может принести то или иное объединение («научился играть на гитаре», «ездить на мотоцикле», «стал сильнее», «стал увереннее в себе»…), затем интересуется, всегда ли это влияние является положительным.

    3. Упражнение «Различия»

    Психолог предлагает учащимся подумать и назвать отличия отрицательной компании от положительной. Ответы записываются на доске:

    4. Упражнение «Алгоритм двух «О»

    Психолог. Как вы думаете, можно ли отказаться от предложения, если оно не совпадает с вашими планам, интересами? Как?

    Учащимся предлагается перечислить несколько ситуаций, в которых им было необходимо отказаться от тех или иных предложений. Например, друзья приглашают на дискотеку, но у вас другие планы. Психолог сообщает алгоритм двух «О» (алгоритм «Оптимального Отказа»): Я-сообщение + отказ + аргумент + встречное предложение («Мне приятно, что ты меня пригласил, + но я не могу пойти, + так как у меня важная встреча, + пойдем лучше завтра в кино»). Алгоритм записывается на доске. Далее учащиеся делятся на пары, один из них уговаривает другого (за основу можно взять реальную ситуацию), второй отказывается, используя предложенный алгоритм, затем участники меняются ролями.

    Обсуждение упражнения

    Кому удалось отказаться? За счет чего это удалось? Кому не удалось? Почему? Какие чувства испытывали, играя разную роль? Что было проще, уговаривать или отказываться? Что вы чувствовали, когда вам вежливо отказывали? Всегда ли отказ звучал убедительно?

    Психолог. Вам нужно выбрать наиболее подходящий вариант ответа.

    Обсуждение результатов теста. Согласны ли с полученными результатами? Какие выводы для себя сделали?

    III. Заключительная часть

    1. Упражнение «Комплименты»

    Психолог. Умение увидеть сильные стороны, положительные качества у любого человека и, главное, найти нужные слова, чтобы сказать ему об этом, вот что необходимо для приятного продуктивного общения. Давайте попробуем проверить, насколько мы доброжелательны, умеем ли видеть хорошее в других и говорить об этом.
    Учащимся предлагается сесть в круг. Каждый должен внимательно посмотреть на сидящего слева и подумать, какая черта характера, какая привычка этого человека ему больше всего нравится, и хочет сказать об этом, т.е. сделать комплимент. Тот, кому сделали комплимент, должен, как минимум, поблагодарить, а затем установив контакт с партнером слева от него, сделать свой комплимент так по кругу до тех пор, пока все учащиеся не скажут комплимент своему соседу.

    2. Ритуал прощания

    Занятие 7. «Семья в куче, не страшна и туча»

    Цель: осмысление роли ближайшего окружения как источника поддержки.

    Задачи: развивать представления о роли близких в жизни человека;формировать убеждения в том, что близкие могут быть опорой в жизни;

    Оборудование: бумага для записей, карандаши.

    I. Ритуал приветствия

    II. Основная часть

    1. Упражнение «Генеалогическое древо»

    Психолог. Откуда мы родом? Где наши корни? И что такое корни? Корни – это то, что дает нам поддержку. Учащимся предлагается изобразить генеалогическое древо своей семьи, представив себя стволом дерева, а родителей, бабушек дедушек – корнями. Сколько уровней корней (поколений семьи) может нарисовать каждый из присутствующих? Нужно написать мена тех родственников, которых учащиеся вспомнят.В ходе обсуждения упражнения делается вывод, почему семья – это наши корни. Оказывается, это именно она дает нам поддержку уверенность в том, что мы кому-то нужны.

    Учащиеся самостоятельно отвечают на вопросы анкеты.

    3. Упражнение «Копилка семейных трудностей»

    Психолог предлагает обсудить вопрос: каковы наиболее распространенные трудности в отношениях подростков и родителей?По результатам обсуждения составляется «Копилка семейных трудностей», которая фиксируется на доске. Желательно, чтобы трудности формулировались детально: «непонимание» со стороны родителей может оказаться и запретами смотреть телевизор до ночи, и отсутствием у родителей времени поговорить о делах.

    4. Упражнение «Советы»

    Учащимся предлагается подготовить советы родителям по преодолению жизненных трудностей их детьми. Учащимся раздаются листочки бумаги.
    Учащиеся эти листочки не подписывают. На каждом листочке – один совет. Все листочки собираются в корзину, перемешиваются. Психолог вытягивает советы, зачитывает учащимся.

    5. Обсуждение упражнения

    6. Упражнение «Фразы»

    Учащимся предлагается порассуждать над некоторыми фразами ве­ликих людей.

    • Не делайте из ребенка кумира: когда он вырастет, то потребует много жертв. (П. Буаст.)
    • Плох тот воспитатель детей, кто не помнит своего детства. (Эбнер-Эшенбах.)
    • Бранью достигается лишь одна треть, любовью и уступками – все. (Жан Поль.)

    Вопрос: Могут ли такие отношения, которые заключены в словах великих людей, привести к жизненным затруднениям?

    III. Заключительная часть

    1. Упражнение «Я горжусь»

    Психолог просит учащихся закрыть глаза и представить большой лист бумаги, на котором красивыми большими буквам написано: «Я горжусь тем, что в моей семье…». После того как участники внимательно рассмотрят красивые буквы, ведущий предлагает им мысленно дописать это предложение, а затем рассказать, что удалось дописать.

    2. Ритуал прощания

    Занятие 8. До свидания!

    Цель: обсуждение эффективности работы группы.

    I. Ритуал приветствия

    II. Основная часть

    1. Упражнение «Новогодняя елка»

    Все участник должны выстроить из самой группы «Новогоднюю елку»: кто-то будет стволом, кто-то ветками, кто-то игрушками. Главное, чтобы все участвовали в постройке и каждый был удовлетворен своим местом. После того как елка будет построена, психолог «замораживает» картинку. В этот момент можно сфотографировать группу.

    2. Обсуждение упражнения. Какие чувства испытывали при выполнении упражнения? Как распределялись роли? Все ли участники довольны доставшимися ролям?

    3. Упражнение «Чемодан»

    Один из участников – Отъезжающий выходит из комнаты, другие начинают «собирать ему чемодан» в дорогу: пишут список положительных качеств, которые группа особенно ценит в этом человеке, то, что поможет ему в преодолении трудностей, которые могут встретиться ему на жизненном пути. Но Отъезжающему обязательно напоминают, что будет мешать ему в дороге. Затем Отъезжающему зачитывается вест список. Процедура повторяется до тех пор, пока все участники не получат по «чемодану».

    4. Обсуждение упражнения

    Понравилось ли содержимое «чемоданов» отъезжающим? Что еще вам хотелось бы взять в дорогу?

    5. Упражнение «Мое будущее» . Психолог предлагает учащимся закончить предложения:

    – Мое будущее видится мне… – Я жду… – Я хочу… – Я думаю… – Я планирую…– Мне хочется достичь успеха…– Для этого необходимо…– Главная сложность, с которой я столкнусь…
    – Преодолеть препятствия мне поможет…

    6. Упражнение «Коллаж»

    Подросткам предлагается вспомнить и на листе ватмана изобразить наиболее интересные яркие события.

    III. Заключительная часть

    Психолог. Пришло время подвести итоги наших встреч…

    Учащиеся сидят по кругу и по очереди продолжают предложенные фразы.

    2. Взаимные благодарности. Учащимся дается задание выразить свою благодарность друг другу: «Я тебе благодарен за…»

    3. Ритуал прощания

    Список литературы :

    1. Амбросьева Н.Н. Классный час с психологом: сказкотерапия для школьников. М.: Глобус, 2008.
    2. Вачков И.В. Психология тренинговой работы. М.: Эксмо, 2007.
    3. Гуреева И.В. Психология. Упражнения, игры, тренинги 5-11 классы. Волгоград: Корифей, 2010.
    4. Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся или учимся жить в современном мире. М.: ВАКО, 2004.
    5. Королева Злата. «Говорящий» рисунок, 100 графических тестов. Екатеринбург: У – фактория, 2005.
    6. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. М.: Генезис, 2005
    7. Родионов В.А. Я и все-все-все. Ярославль,:Академия развития,2002.
    8. Юдина И.Г. Когда не знаешь, как себя вести…М.: Аркти, 2007.