Балет И. Стравинского

25 июня 1910 года в парижском Гранд-опера состоялась премьера балета Игоря Стравинского "Жар-птица".

Балет "Жар-птица" - одно из ранних произведений Игоря Стравинского и первый балет на русскую тему в антрепризе выдающегося организатора "Русских сезонов" в Париже Сергея Дягилева.

Идея создания сценического произведения такой тематики возникла в среде художников, театральных и литературных деятелей, связанных с антрепризой Сергея Дягилева, которые считали, что для поднятия престижа русского балета необходимо создать и показать в Париже русскую балетную сказку.

Хореограф Михаил Фокин в своих "Мемуарах" так рассказывает о возникновении замысла балета: "Не хватало балета из русской жизни или на тему из русской сказки. Мы (Дягилев, группа художников и я) стали искать сюжеты. Лучшие литературные обработки русской сказки были уже использованы для сцены (главным образом Римским-Корсаковым в его операх).

Все образы народной фантазии уже прошли на сцену . Только образ Жар-птицы оставался еще неиспользованным, а между тем Жар-птица - самое фантастическое создание народной сказки и вместе с тем наиболее подходящее для танцевального воплощения. Но нет такой сказки о Жар-птице, которая бы целиком подошла к балету. Я взялся соединить различные народные сказки и сочинил по ним либретто".

Дягилев предложил композитору Анатолию Лядову написать музыку на либретто Михаила Фокина на сюжет "Жар-птицы", который был создан в свою очередь по мотивам русских сказок. Тот согласился, но вскоре потерял к работе интерес, а в результате подвел своих заказчиков. Времени оставалось совсем мало. И тогда Дягилев решил рискнуть и доверил эту работу молодому композитору Игорю Стравинскому, которым заинтересовался еще раньше, услышав его "Фантастическое скерцо".

Стравинский опасался, что не справится с работой и не оправдает ожиданий Дягилева. Тот, в свою очередь, не сомневался в успехе. Вскоре молодой композитор создал одноактный балет в двух картинах.

Премьера балета под названием L"Oiseau de feu состоялась 25 июня 1910 г. во время Русских сезонов в Париже на сцене Гранд-опера. В подготовке парижской премьеры балета участвовали Михаил Фокин, Вацлав Нижинский, Лев Бакст, Александр Бенуа. Костюмы Жар‑птицы и Царевны Ненаглядной красы были созданы художником Львом Бакстом, декорации и остальные костюмы - Александром Головиным. Оформление Головина, стилизованное в духе эстетических идей "серебряного века", привело в восхищение парижского зрителя.

Жар-птицу танцевала Тамара Карсавина, Ивана-царевича сам Фокин, царевну Ненаглядную красу - Вера Фокина, Кащея Бессмертного - Алексей Булгаков.

Фокин четко разделил образы Жар-птицы, царевен и Поганого царства. Жар-птица танцевала на пуантах, ее танец строился на движениях классического танца; земной пластикой были наделены царевны ‑ они танцевали босиком, а для свиты в "Поганом плясе" балетмейстер использовал уродливую, противоестественную пластику. Танцы различных групп сопровождались различными музыкальными инструментами. Новые выразительные средства по-новому раскрывали образы. Например, Жар-птица не очеловечивалась, а, наоборот, противопоставлялась людям - царевнам и приближалась к фантастическим, сказочным существам из русской народной поэзии.

Оркестром дирижировал французский композитор и дирижер Анри Констан Габриель Пьерне.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников.

Жар-Птица

Балет в одном действии

    Действующие лица

    Жар-птица. Иван-царевич. Царевна Ненаглядная Краса. Кащей Бессмертный. Всадник ночи. Всадник утра. Челядь Кащеева царства. Девушки, юноши, витязи.

    На горе, среди скал, стоит замок злого царя Кащея Бессмертного. Чтобы никто не проник к Кащею, не похитил из замка пленных красавиц-царевен, не украл золотых плодов из волшебного сада, замок обнесен золотой резной решеткой, а сад - высокой каменной стеной.

    Медленно появляется Всадник ночи на черном коне, в черной одежде. Когда он удаляется, темнеет; только золотые яблоки на дереве светятся. Но тотчас лее сад озаряется ярким светом от Жар-птицы. Она летает по саду.

    Иван-царевич в погоне за птицей проникает в сад через высокую каменную ограду. Всюду натыкается он на окаменелых людей в образе чудовищ. Это всех врагов своих Кащей превратил в камень.

    В глубине сада видит Иван целый забор из окаменелых витязей. Это юноши, проникшие в страшное царство, чтобы освободить, спасти своих невест, похищенных злым Кащеем. Все они погибли, все стоят недвижными камнями, мхом обросли. Невольно забывает об этих ужасах Иван-царевич, ослепленный Жар-птицей. Он хочет подстрелить ее, а потом решает поймать живой.

    Когда Жар-птица подлетает к дереву с золотыми яблоками и начинает клевать их, царевич ловит ее. Трепещет, бьется в руках его птица, молит отпустить. Царевич держит крепко, не отпускает. Но птица-дева так жалобно просит, так стонет, что доброму Ивану становится ее жалко.

    Выпускает он птицу на волю, а она за это дарит ему огненное перо. «Оно тебе пригодится»,- говорит Жар-птица и улетает.

    Прячет перо за пазуху царевич и уже хочет перелезть через забор, но открываются двери в замке и появляются двенадцать прекрасных царевен, а за ними самая красивая - царевна Ненаглядная Краса.

    Тайком от злого царя, при свете луны выбегают они ночью в сад порезвиться, с яблоками поиграть. Не видят Девушки царевича, яблоками перебрасываются, смехом заливаются.

    Залетела яблочко царевны Ненаглядной Красы в кусты. Она - за ним. А из-за куста царевич выходит, кланяется, яблочко подает.

    Испугались девушки, отбежали. Но уж очень красив Царевич, и учтив, и скромен. Полюбился он девушкам, особенно Ненаглядной Красе. И принимают они его в свои игры-хороводы. Не замечают, как наступает рассвет.

    Скачет быстро Всадник утра на белом коне, сам в белом. Светлеет. Переполошились девушки, убегают в замок. Царевич за ними. Ненаглядная Краса останавливает его, предупреждает, что он погибнет, если пройдет через золотые ворота; закрывает их и убегает. Но царевич так полюбил Ненаглядную Красу, что ничего не боится и решает следовать за ней.

    Как только он разрубает ворота своей саблей, все царство просыпается, раздаются волшебные перезвоны. Из замка, по горе, катятся всякие страшилища, слуги Кащея. Хватают царевича. Силен Иван, стряхивает с себя гадов, но несметная сила поганого царства одолевает его.

    Появляется Кащей, старый, страшный. Зовет Ивана на допрос. Смиряется царевич, шапку снимает, но как увидел противную рожу колдуна, не выдержал - плюнул. Взвизгнуло, зарычало все поганое царство.

    Ставят Ивана к стене. Выбегает царевна, просит царя простить Ивана, но Кащей уже начинает его в камень превращать. Погиб бы Иван, да вспомнил о пере огненном. Выхватил перо, машет им. Прилетает ему на помощь Жар-птица, Всех она ослепляет, всех крутит, в пляс бросает. Пляшут уроды, удержаться не могут. Сам Кащей пляшет.

    Всех до упаду уморила Жар-птица, на землю шлепнула, а потом плавно над ними, лежащими, в колыбельной колышется. С боку на бок поганые переваливаются, все с царем своим засыпают.

    Иван-царевич разыскивает Ненаглядную Красу, берет ее спящую на руки и хочет унести, но Жар-птица останавливает его. Она подводит царевича к дуплу. В дупле - ларец, в ларце - яйцо, в яйце - смерть Кащея.

    Достает царевич яйцо, жмет его - Кащея корежит; с руки на руку перебрасывает - Кащей из стороны в сторону летает; разбивает яйцо о землю - Кащей рассыпается.

    Исчезает поганое царство. На месте его город христианский вырастает, замок в храм превращается. Каменные витязи оживают. Каждый из них находит свою невесту, ту, за которой к страшному Кащею проник, за которую лютое заклятие принял. Находит и Иван-царевич свою возлюбленную, царевну Ненаглядную Красу. Объявляет ее своей женой - царицей освобожденного царства.

Жар-птица балет И. Стравинского Замысел «Жар-птицы» не принадлежал Стравинскому. Балет был заказан ему, когда либретто было уже готово. Идея балета возникла в среде художников, театральных и литературных деятелей, причастных «Миру искусства» и так или иначе связанных с парижской антрепризой Дягилева.






Жар-птица балет И. Стравинского Фокин сразу почувствовал, какие новые богатые возможности таит образ чудесной птицы для живописно-пластического воплощения. Но сюжета, в котором бы Жар-птица играла главную роль, ему найти не удалось. В антологии Афанасьева Жар-птица проходящий, мимолетный образ. Ни в одной из сказок Жар-птица не действует самостоятельно. Известно лишь что живет она в золоченой клетке во владениях какого-нибудь заморского царя и, летая на воле, любит клевать золотые яблочки.


Жар-птица балет И. Стравинского «Перья Жар-птицы блистают серебром и золотом (...), глаза светятся как кристалл, а сидит она в золотой клетке. В глубокую полночь прилетает она в сад и освещает его собой так ярко, как тысяча зажженных огней»; одно перо из ее хвоста, внесение в темную комнату, может заменить самое богатое освещение; такому перу, говорит сказка, цена ни мало, ни много побольше целого царства, а самой птице и цены нет!».


Жар-птица балет И. Стравинского Фокин сочинил либретто, используя отдельные образные мотивы различных сказок. Помимо широко известных сказок об Иване- царевиче, Жар-птице и сером волке, о Кащее Бессмертном и Царевне Ненаглядной Красе, Фокин заимствовал мотив ночных игр и хороводов зачарованных царевен из сказки «Ночные пляски», в которой двенадцать дочерей вдового короля уходят каждую ночь в царство заклятого царя и танцуют до утра в роще, где растут золотые цветы.


Жар-птица балет И. Стравинского Но хотя в либретто введен традиционный образ Ивана- царевича, который, охотясь за Жар-птицей, проникает в Зачарованный сад, повстречав прекрасную Царевну, мужественно противостоит злым чарам Кащея и, наконец, с помощью Жар-птицы находит Кащееву смерть все это лишь фон, сюжетная канва, для того, чтобы художественно оправдать длительное созерцание волшебных владений Кащея со всеми его чудесами, над которыми безраздельно царит образ ослепительно-прекрасной птицы.


Жар-птица балет И. Стравинского Первоначально общим желанием дягилевского кружка было поручить писать музыку к балету А. К. Лядову. Декорации и костюмы были заказаны А. Я. Головину, волшебнику красок и знатоку старорусского стиля». Однако по истечении трех месяцев Лядов вернул либретто.






Жар-птица балет И. Стравинского Решение заказать музыку Стравинскому созрело сразу же после концерта, на котором исполнялся «Фейерверк». Музыка «Фейерверка» поразила воображение Фокина и Дягилева. Они почувствовали в ней редкую способность Стравинского заставить слушателя напряженно следить за почти зрительно-ощутимой игрой тембров и вносить динамический элемент в процесс музыкального созерцания.


Жар-птица балет И. Стравинского Дягилев поверил в его редкий дар музыкального живописца, способного с чувственной, почти зримой достоверностью запечатлеть в музыке и таинственный сумрак волшебного сада Кащея, и ослепительный свет, реющий в ночи, Жар- птицу, сверкающую золотым оперением.


Жар-птица балет И. Стравинского По справедливому наблюдению Асафьева, музыка Стравинского поведала нам сказку о «борьбе» двух начал внутри фантастического мира: мертвящей, «пригибающей к земле» силе злых чар Кащея и трепетной «стихи ветра и огня», олицетворением которой была Жар-птица.


Жар-птица балет И. Стравинского Иван-царевич и Царевна Ненаглядная Краса по существу лишь наблюдают за соревнование этих двух сил, приводящим к естественной и сильной кульминации Поганому плясу Кащеева царства, который знаменует победу динамического начала, заключенного в образе Жар- птицы. Так в центре внимания композитор оказались не народно- бытовые образы, а самое фантастическое создание русской народной сказки.





История создания

Балет написан по мотивам русских народных сказок о волшебной птице, которая является одновременно и благословением и проклятием для человека, завладевшего ей. Музыка была впервые представлена как балет Русского балета Дягилева в Париже 25 июня 1910 года оркестром под управлением Габриэля Пьерне . Дягилев первоначально привлек композитора Анатолия Лядова для написания музыки. Лядов работал слишком медленно и Дягилев, в конечном итоге, передал заказ 28-летнему Стравинскому. Балет сделал Стравинского известным, а также положил начало сотрудничеству между Дягилевым и Стравинским, в результате которого появились балеты «Петрушка » и «Весна священная ».

Версии

Кроме полного 50-минутного балета 1909 - 1910 годах существуют три коротких "сюиты", которые созданы самим композитором для концертного исполнения. Они датируются 1911, 1919 и 1945 годами. Хотя версия 1919 года является наиболее широко распространенной и известной, версия 1945 года содержит больше музыкального материала из оригинального балета.

Источники

  • Taruskin, Richard. Stravinsky and the Russian Traditions . Oxford: Oxford University Press, 1996. ISBN 0-19-816250-2

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Жар-птица (балет)" в других словарях:

    Балет Игоря Стравинского "Жар‑птица" - Балет Жар птица - одно из ранних произведений Игоря Стравинского и первый балет на русскую тему в антрепризе выдающегося организатора Русских сезонов в Париже Сергея Дягилева. Идея создания сценического произведения такой тематики возникла… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Жар птица: Жар птица сказочная птица, персонаж русских сказок, обычно является целью поиска героя. Перья жар птицы обладают способностью светить и своим блеском поражают зрение человека. «Жар птица» советский бомбардировщик Константина… … Википедия

    Иван Билибин, Иван царевич и жар птица Леон Бакст, костюм жар птицы к балету И.Стравинского Жар птица сказочная птица, персонаж русских сказок, обычно является целью поиска героя. Перья жар птицы обладают способностью светить и своим блеском… … Википедия