Энни Лейбовиц (Annie Leibovitz) - портреты знаменитостей. Альбомы энни лейбовиц Фотограф энни лейбовиц фотографии


Коллекция фотографий из альбома Энни Лейбовиц под незамысловатым названием "A Photographer"s Life: 1990-2005", идея создания которого неслучайно родилась одновременно со смертью известной американской интеллектуалки, любовницы и близкой подруги фотографа - Сьюзан Сонтаг. Открытие выставки с работами серии и выпуск одноименного фотографического издания по её мотивам заставляют сторонних наблюдателей подтвердить, не раз поморщившись в процессе, что жизнь фотографа - это стандартный набор событий и впечатлений, который выдают каждому посетителю нашей планеты при рождении. Семья, любовь, смерть, появление первого ребенка, а затем еще двух. Колесо времени, которое неким случайным образом курсирует от "ракового корпуса" до родильной палаты, из Нью-Йоркской студии на войну, с теплой домашней софы на голливудскую вечеринку. Так - помимо длинной вереницы черно-белых снимков из личного архива экспозицию составили, ставшие визитной карточкой фотографа и успевшие сделаться культовыми, портреты разномастных знаменитостей. И в довершение всего, Лейбовиц виртуозно разбавляет серию своими малоизвестные медитативными пейзажами, которые отлично справляются с ролью знаков препинания в масштабном и иногда чересчур напряженном фото-изложении.
Стоит добавить, что именно эту, нестандартную во всех отношениях, пятнадцатилетнюю ретроспективу, Лейбовиц, чье портфолио неизменно кажется абсолютно безграничным, впоследствие назовет своей самой важной фотографической работой.

Julian Schnabel in his studio on West 11th Street, 1995
(Портрет американского художника и кинорежиссёра Джулиана Шнабеля.)


My parents, Peter"s Pond Beach, Wainscott, Long Island, 1992
(Беззаботная пара на снимке - родители Лейбовиц, мать - Мэрилин, в прошлом преподаватель современного танца, демонстрирует профессиональную гибкость.)


My brother Philip and my father, Silver Spring, Maryland, 1988
(С этого симметричного портрета зрителю улыбаются, стоя бок о бок, сразу два поколения семьи Лейбовиц: брат Энни Филип и отец Самуэль - отставной подполковник военно-воздушных сил США.)


Susan Sarandon
(Портрет известной американской киноактрисы Сьюзан Сарандон.)


My parents with my sisters, Paula and Barbara, and Paula"s son Ross, Peter"s Pond Beach, Wainscott, Long Island, 1992
(Всего в семье Самуэля и Мэрилин Лейбовиц шестеро детей, Энни - третий ребенок.)


Patti Smith with her children, Jackson and Jesse, St. Clair Shores, Michigan, 1996
(Портрет американской певицы и поэтессы Патти Смит с сыном Джексоном и дочерью Джесси.)


Susan with Sarah, West 23rd Street, 2001
(Сара появилась на свет в результате кесарева сечения. Лежа на операционном столе, Лейбовиц попыталась запечатлеть процесс рождения дочери на камеру. Смеясь, она признается: "Всё выглядело ужасно и абсолютно не в фокусе.")


My parents dancing with their grandson, Ross, Hedges Lane, Wainscott, Long Island, 1992.
(Энни описывает свою мать как человека творческого и восторженного. Тип матери, которая обязательно понравится твоим друзьям и одновременно заставит тебя смущаться перед ними.)



("Сьюзан не особенно вдохновляла идея моего материнства. Думаю она просто не хотела делиться мной с ребенком. Однако я приняла решение и родила маленькую Сару. И она полюбила её. Да, она просто полюбила её," - рассказывает Лейбовиц репортеру "The Guardian".)


William S. Burroughs in his garage, Lawrence, Kansas, 1995
(Портрет американского писателя и эссеиста Уильяма С. Берроуза.)


My parents with their grandson, Ross, Hedges Lane, Wainscott, Long Island, 1992
(Снимок родителей Энни с их внуком Россом.)


Philip Johnson, Glass House, New Canaan, Connecticut, 2000
(Портрет американского архитектора Филипа Джонсона.)


Susan Sontag, Petra, Jordan, 1994
(Эта фотография расположена в альбоме первой. Маленькая фигурка, луч света и кромешная темнота по краям. Лейбовиц шутит, говоря: "Я просто использовала Сьюзан, что бы вы смогли оценить масштаб всего этого." Потом добавляет о том, что этот снимок несомненно о любви Сонтаг к путешествиям, природе, искусству и цивилизации.)


Susan"s Shell Collection, King Street sunporch, New York, 1990
("Все прочие думают, что она была такой сильной, и она была, но так же она была очень чувствительной, уязвимой. Помню, впервые оказавшись в квартире Сьюзан, я заметила вот эти вот её небольшие коллекции камней и ракушек." В своем альбоме, подчеркивая символичность кадра, Лейбовиц размещает еще один "коллекционный" снимок следом за фотографией мертвой Сонтаг. Между этими мгновениями пятнадцать неполных лет.)


Leonardo DiCaprio, Tejon Ranch, Lebec, California, 1997
(Портрет двадцатитрехлетнего американского актера Леонардо Ди Каприо. Одна из наиболее известных и тиражируемых работ Лейбовиц.)


Susan and Sarah, Harbor Island, Bahamas, 2002
(В своих интервью, вспоминая первые встречи с Сонтаг, Лейбовиц описывает другую, ранее неизвестную почитателям Сьюзан, эдакую противоположность её публичной картинке: "Она была душевной и открытой, очень-очень очаровательной, даже в какой-то степени по-детски наивной".)


Vandam Street studio, New York, 1999
(В 1998 году у Сонтаг случился рецидив ракового заболевания. Лейбовиц фотографирует её новый, отчасти продиктованный химиотерапией, непривычный образ.)


Nelson Mandela, Soweto, 1990
(Портрет Нельсона Манделы, восьмого президента Южно-Африканской Республики и одного из самых известных активистов в борьбе за права человека в период существования апартеида.)


Susan Sontag, New York, 1993
("Когда-то у Сьюзан был велосипед и она даже ездила на нем, у меня есть эти фотографии. Потом я помогла ей получить водительские права. Правда тогда я подумала, "О, Боже, что я натворила!". Поскольку я понимала, что по-настоящему управляться с автомобилем Сьюзан не могла. Она была просто-напросто этим милым и очаровательным ребенком внутри," - вспоминает Лейбовиц в интервью газете "The New York Times".)


Susan and Samuelle Leibovitz, Clifton Point, 2005
(На фотографии младшие дочери Энни: Сьюзан и Самуэлль, рожденные суррогатной матерью в мае 2005 года. Близнецов Лейбовиц назвала в честь своих близких людей, которых она почти одновременно потеряла годом ранее: отца и писательницы Сьюзан Сонтаг.)


Mick Jagger, Los Angeles, 1992
(В начале семидесятых, на заре своей фотографической карьеры, Лейбовиц отправилась в американский гастрольный тур вместе с музыкантами популярной рок-группы "The Rolling Stones". Ян Веннер, будучи основателем культового музыкального альманаха с похожим названием, признаётся в интервью: "Это было очень соблазнительным предложением, однако я никогда бы не посоветовал Энни ехать с ними. Просто я знал слишком многих, возвращавшихся оттуда законченными наркоманами." Многим позже, она назовет этот опыт совместной гастроли - идиотской ошибкой. "В то время, работая в "Rolling Stone" ты моментально становился частью наркоманской культуры. В конце концов, моим наставником был Хантер Томпсон, настоящий маньяк, всегда под кайфом," - вспоминает Лейбовиц.)


Sarah with Susan Leibovitz, on the plane back to New York, 2005
("Эта фотография говорит сама за себя. Обнимая сестру, она так горда собой." Лейбовиц родила свою старшую дочь Сару в 52 года, а всего через несколько лет на свет появились близнецы.)


Martina Navratilova, Dallas, 1994.
(Портрет чехословацкой и американской теннисистки, первой ракетки мира в 1978—1987 гг, Мартины Навратиловой.)


Susan in a bear costume, New Year"s Eve, Paris.
(Портрет Сьюзан Сонтаг в костюме медведя.)


Leigh Bowery, Vandam Street studio, New York, 1993
("У меня нет двух жизний, но вот вам одна со всеми её составляющими," - этими словами Лейбовиц объясняет равноправное существование личных и заказных фотографий в альбоме.)


Susan"s collection of stones, King Street Sunporch, New York, 1990
(Второй "коллекционный" снимок Лейбовиц.)


Photograph taken by Susan, London Terrace, West 23rd Street, October 15, 2001.
(За день до рождения первой дочери Лейбовиц.)


Susan, Paris, 2002
("Все фотографии - это memento mori. Сделать чью-либо фотографию означает участвовать в его смертности, уязвимости, изменчивости," - выжимка из сборника эссе Сьюзан Сонтаг "О фотографии", ставшая, по сути, лейтмотивом альбома Лейбовиц.)


Cindy Sherman
(Портрет популярной современной американской художницы, работающей в технике постановочных фотографий, Синди Шерман.)


Sarajevo; Fallen bicycle of teenage boy just killed by a sniper, 1994
(Этот знаменитый снимок велосипеда, принадлежавшего погибшему под минометным обстрелом подростку, был сделан во время боснийской войны. Лейбовиц, ехавшая в тот момент снимать мисс Сараево, стала очевидцем трагедии, однако спасти мальчишку ей так и не удалось, он умер по пути в больницу в арендованной ею машине.)


Mitsuko Uchida with Jesse Mills, Marlboro Music Festival, Marlboro, Vermont, 2002
(Про этот портрет Мицуко Утиды и её ученика Джесси Миллса, журналист Дэвид Герман в своей критической статье точно подметит следующее: "В книге, большая часть которой посвящена старению, болезни и смерти без сомнения можно отыскать множество мрачных иллюстраций. Одиночество, кажется вот она - реальная проблема людей на снимках. Как же беспощадно мало здесь счастливых лиц. Но есть одно приятное исключение - фотография Мицуко Утиды со своим студентом на музыкальном фестивале в Вермонте. Он играет на скрипке с оглядкой на ноты. Однако она полностью увлечена процессом, она растрогана и сосредоточена. Искусство, а не титулованное имя музыканта приводит её в чувства.")


Mexico, 1989
(Портрет Сьюзан Сонтаг из совместного путешествия.)


Quai des Grands Augustins, Paris, 2002
(Последняя поездка в Париж. В конце 70-х, в своем очередном сборнике эссе, Сонтаг безапелляционно объявит читателю о том, что: "Фотография - реестр смертности. Достаточно движения пальца, чтобы вложить в момент посмертную иронию.")


Cindy Crawford, Brookville, New York , 1993
(Портрет американской супермодели Синди Кроуфорд.)


Monument Valley, Arizona, 1993
(Долина монументов на северо-востоке Аризоны.)


Arnold Schwarzenegger, Malibu, California, 1988
(Портрет американского культуриста, политика-республиканца и актёра австрийского происхождения Арнольда Шварценеггера.)


Willie Nelson, Luck Ranch, Spicewood, Texas, 2001
(Портрет американского кантри-музыканта Вилли Нельсона.)


Johnny Cash and Roseanne Cash, Hiltons, Virginia, 2001
(Портрет американского кантри-музыканта Джонни Кэша и Розанны. Согласно легенде оставленной Лейбовиц - в своей студии, собирая по укромным углам негативы, которые уже через месяц станут общественным достоянием, она плакала неизменно под альбом "Black Cadillac" талантливой дочери человека легенды в темных одеждах.)


Leaving Seattle, November 15, 2004
(Свое отсутствие рядом, в момент смерти Сонтаг, Лейбовиц называет самым большим жизненным сожалением. В конце 2004 года, разрываясь между двумя американскими штатами, в каждом из которых в ней буквально смертельно нуждался близкий ей человек, Энни пыталась совершить невозможное. В день, когда Лейбовиц поехала навестить умирающего от рака отца во Флориду, Сьюзан выглядела плохо, но из-за неоднократно виденных ранее последствий химиотерапии, такое состояние можно было без лишних эмоций обозвать "обыкновенно плохим".
Но уже через несколько часов Дэвид, сын Сонтаг, попросит Лейбовиц вернуться назад. Он её успокоит и скажет, что время у них еще есть. Сьюзан Сонтаг умерла 28 декабря 2004 года. Похоронена в Париже на кладбище Монпарнас.)


(Повествование Лейбовиц не кончается со смертью Сонтаг, Энни потребуется всего лишь еще один год для того, что бы завершить некий цикл. В своём интервью она говорит: "Со Сьюзан у меня был роман. Отношения с родителями длинной в жизнь. А будущее - это мои дети. Работая над альбомом, я старалась оставаться предельно честной по поводу всех этих вещей.")


Annie Leibovitz, Hotel Gritti Palace, Venice, December 1994 by Susan Sontag
(Описывая свои ощущения от работы над фотокнигой "A Photographer"s Life: 1990-2005", Лейбовиц скажет: "Когда альбом был готов, я почувствовала в себе какую-то неожиданную силу, что-то от Сьюзан. То, что дала мне её смерть. Да, она до сих пор со мной чем-нибудь делится.")

Работы Энни Лейбовиц украшают обложки журналов Vogue, Vanity Fair, New Yorker и Rolling Stone, ей позировали обнаженными Джон Леннон и Бетти Мидлер, Вупи Голдберг и Деми Мур, Стинг и Дивайн. По ее просьбе полуголый Арнольд Шварценеггер с сигарой в зубах застывал верхом на белой кобыле под жарким солнцем Малибу, Дэвид Бекхэм в кабриолете раскрывал секреты своих татуировок, а обнаженный Лэнс Армстронг крутил педали велосипеда, отмечает NEWSru Israel.

Книга фотографий "Women", созданная Энни Лейбовиц в соавторстве с Сюзанной Зонтаг, первое издание которой состоялось более шести лет назад, до сих пор в Америке считается бестселлером. Ее фотоантология "American Music" также продолжает удостаиваться восторженных отзывов критиков.

Анна-Лу (Энни) Лейбовиц родилась в местечке Вестпорт, в пригороде Уотербери (штат Коннектикут) 2 октября 1949 года. Ее отец был офицером, Самюэль Лейбовиц дослужился до полковника военно-воздушных сил. Мама всю жизнь посвятила искусству, Мэрилин Лейбовиц изучала живопись в Институте искусств Сан-Франциско и преподавала современный танец.

После окончания школы в 1967-м году Энни Лейбовиц тоже поступила в Институт искусств Сан-Франциско. Учась на третьем курсе, она приняла решение отправиться в Израиль. Около полугода жила в кибуце, работала в археологической экспедиции на раскопках в Старом городе Иерусалима.

Сама Энни рассказывает, что решение стать фотографом пришло к ней именно в Израиле. Ее друг прислал как-то несколько номеров журнала Rolling Stone, чтобы она не скучала вдали от американских берегов. Перелистывая эти журналы, археолог Лейбовиц, мечтавшая писать статьи для серьезных изданий, поняла, что хочет фотографировать музыкантов для Rolling Stone.

Уже на следующий год она стала внештатным фотокорреспондентом Rolling Stone и проработала в этом издании 13 лет, получив со временем должность главного фотографа. В 1983-м Энни Лейбовиц перешла на работу в самый "звездный" журнал — Vanity Fair, а в начале 90-х открыла собственную студию в Нью-Йорке. Ее по праву можно назвать самой известной и успешной женщиной-фотографом современности.

Анджелина Джоли и Мэддокс.

Вупи Голдберг

Барак Обама

Андре Агасси и Штеффи Граф

Катрин Денев

Скарлетт Йохансон,Том Форд и Кира Найтли

Наталья Водянова в образе Алисы из "Страны Чудес"

В съемках также принимали участие всемирно известные дизайнеры, такие как John Galliano, Jean Paul Gaultier, Tom Ford, Donatella Versace, Marc Jacobs.

Джек Николсон

Дрю Берримор в образе Красавицы Беллы из "Красавица и Чудовище -Vogue (2003)

Джуд Лоу

Кейт Бланшетт

1983 году Лейбовиц переходит на работу в суперзвездный журнал «Vanity Fair» («Ярмарка Тщеславия»), а через несколько лет открыла свою студию в Нью-Йорке. Ее фотография Джона Леннона и Йоко Оно, размещенная на обложке журнала Rolling Stone за январь 1981 года – та, что сделана буквально за несколько часов до гибели музыканта в декабре 1980 года — признана Американским обществом издателей журналов лучшей журнальной обложкой за последние 40 лет. А на втором месте – ее же работа для обложки журнала Vanity Fair (август 1991 года) с фотографией беременной актрисы Деми Мур.

Не все воспринимают ее творчество однозначно. Кто-то говорит: «Сплошной гламур»! Кто-то завистливо вздыхает: «Еще бы ей не быть популярной – звезды стоят в очередь, чтобы сфотографироваться у нее»! или «Ее работам не хватает глубины».

Когда Анне готовила к изданию собрание своих фотографий «Жизнь фотографа 1990-2005» ее редактор фактически заставил ее написать введение к этому изданию. Анне сопротивлялась изо всех сил. Редактор сказал: «Вы должны это сделать, вы должны хотя бы немного рассказать о том, что вы делаете!» Как большинство людей, которые наблюдают за другими людьми – фотографы, психотерапевты, авторы – Анне не имеет большого желания показывать себя, ей больше нравится наблюдать за другими. Она умеет превратить фотографию в драму, в историю, полноценный рассказ о том, в чей внутренний мир мы можем чуть-чуть заглянуть благодаря ее камере. Но после того, как она 35 лет простояла за объективом, Анне поняла, что действительно должна сделать это. Материал, собранный в книге – это намного больше, чем снимки знаменитостей, фотографии представителей Ярмарки Тщеславия. Это намного больше, чем работы самого успешного и высокооплачиваемого фотографа Америки. Эта книга – ее биография в фотографиях, это каталог ее собственной жизни. На ее страницах – Известность и Очарование (Нельсон Мандела, Николь Кидман – и многие другие появляются в этом издании). Здесь же – пейзажи, снимки Сараево, египетские пирамиды, запечатленные последствия 9/11.

Пенелопа Круз

Внутри этой книги – иногда болезненные моменты ее личной жизни. Рождение ее первого ребенка Сары – Анне был 51 год. Ее путешествия со Сьюзен Зонтаг, с которой назло всем предрассудкам она делила жизнь 16 лет. Вот фотография повторной свадьбы ее родителей в 1992 году – они вновь дают брачные обеты. А это – ее семья, пять ее родных братьев. А вот смерть Зонтаг в декабре 2004 года, она умерла от рака в 71 год. Шесть недель спустя Анне фотографировала смерть своего отца. Ничего не упущено, никакие детали не показались ей слишком личными, чтобы не поднять камеру и не сделать снимок.

Анне сфотографировала себя беременную, нагую – так же как в 1991 году Деми Мур. Мы можем видеть рождение Сары в октябре 2001. А вот фотографии умирающей Зонтаг – болезнь раздула, исказила до неузнаваемости ее тело. А вот она мертвая – в гробу, в платье, купленном в Милане. «Эти фотографии я делала в трансе», — признается Анне.

«В книге слишком много моего горя», — говорит Лейбовиц. «Я не могла ничего с этим поделать – не могла сделать другую книгу. Но она никогда бы не получилась, если бы в 1988 году я не встретила Зонтаг и не полюбила ее. «Она вошла в мою жизнь, когда я искала кого-то, кто бы показал мне направление моей дальнейшей жизни. Я всегда была неуверена в результатах своего труда, до сих пор не всегда считаю, что мои работы выполнены на должном уровне. Тот факт, что кто-то заинтересовался мной и моей работой был мне приятен. Ее внимание льстило мне, даже когда Зонтаг критиковала мои работы».

Джон Леннон и Йоко Оно

Это интервью 57-летняя Лейбовиц давала в зале заседаний отеля Huntington – ее любимой гостиницы Сан-Франциско. Она была одета в черную хлопковую рубашку, черные джинсы и итальянские ботинки на низком каблуке, удобные для пеших прогулок. У нее прямой, интеллектуальный, пристальный взгляд и широкая походка, напоминающая мужской шаг Греты Гарбо в фильме «Королева Кристина». Но в жизни она менее внушительна, чем на фотографиях или по отзывам многочисленной армии помощников, которые ассистируют ей при создании сложных работ. Я ожидал увидеть «крутого» фотографа, но все, что я увидел – это женщина, с огромным и не всегда радостным жизненным опытом, неуверенная в себе, но все же нашедшая в себе силы справиться со всем, с чем встретилась на своем пути.

Мы разговаривали в течение часа, пока все ее три ребенка (первого она родила в 51 год, двойняшек для нее выносила суррогатная мать) находились под присмотром нянек. Лучи жаркого «индейского» солнца освещали Анне, она говорила, но была сдержана.

Мы говорили о том, что «Newsweek» на 16-ти страницах показал ее работы из «Жизни фотографа» и назвал Сьюзен Зонтаг «человеком, который был ей близок на протяжении полутора десятилетий, ее «партнером» и «компаньоном». «При всем моем уважении к Сьюзен, — говорит Лейбовиц – я никогда не любила этих слов – «партнер» или «компаньон» — ни я, ни Сьюзен никогда не использовали их». Пара никогда не жила вместе, но они были бесспорно задушевными друзьями. «Это были отношения во всех измерениях. В них были подъемы и спады. Я думаю, мы помогали друг другу жить. Нас называют «любовниками». Мне это нравится, это очень романтично. Я имею в виду, что сейчас я искренна. Я любила Сьюзен. У меня нет с этим проблем. Для меня проблема – когда нас называют «партнерами» и «компаньонками». Это похоже на союз двух маленьких стареньких леди».

Решение включить в книгу фотографии госпитализированной Сьюзен – умирающей, а позже умершей – было сделано после тяжелых раздумий. Лейбовиц консультировалась с сестрой Зонтаг, Джудит Коэн, с ее агентом, Эндрю Вили. «Мне хотелось удостоверится, что каждый из них это одобрит. Я не говорила с сыном Зонтаг – Дэвидом Рифом. Я вообще не разговариваю с Дэвидом», – говорит она с печально со слегка нахмуренным взглядом: «Каждый идет к смерти своим путем, но Дэвид был плохим сопровождающим».

В полумиле от места интервью находится тот самый Институт Искусств, в который она поступила в 1967 году. В то время у нее не было особенных амбиций. «Я хотела стать преподавателем искусств». Три года спустя редактор «Rolling Stone» Jann Wenner издал в этом журнале ее фотоработы – именно с этого момента и началась ее карьера фотографа. Анне жила в Сан-Франциско 10 лет, напротив Института Искусств — Union Street. Когда «Rolling Stone» переехал в 1977 году в Нью-Йорк, Лейбовиц с большинством штатных сотрудников переехала вместе с журналом.

Переезд не стал счастливым. Лейбовиц проработала два месяца в качестве фотографа, сопровождающего концертные туры «Rolling Stones», но сам переезд в Нью-Йорк ей напоминает «удар головой о кирпичную стену». «У меня были свои проблемы, и решить я их могла, только прекратив участие в туре… Мы все принимали наркотики, и это сопровождало мою жизнь в течение нескольких лет. Кокаин».

Только когда она встретила Зонтаг (когда фотографировала ее для обложки ее книги «СПИД и его метафоры» в 1988) она почувствовала себя, наконец, в Нью-Йорке, как дома. Зонтаг защищала работы Анне, но заставляла ее работать больше и тяжелей, добиваться в работах глубины, делать их более личными. Когда Лейбовиц фотографировала на обложку «Vanity Fair» обнаженную беременную Деми Мур и предложила одну из фотографий на обложку «Vanity Fair» — это была идея Сьюзен, которая сама позвонила в редакцию журнала. «Когда мы что-то обсуждали с Зонтаг, — смеется Лейбовиц, — это напоминала дебаты с командой знатоков из Гарварда. И Сьюзен всегда была права. Чем дальше, тем больше мне ее не хватает. Вы знаете, я без нее очень тоскую, потому что у нее всегда было, что сказать обо всем, что происходит в этом мире, который она оставила. Она выбирала путь, по которому стоило двигаться вперед. Вы смотрели на этот путь и говорили: «О, да».

Совершенно очевидно влияние Сьюзен Зонтаг на «Жизнь фотографа». Из 341 изображения в книге примерно 2/3 являются личными. Черно-белые, без всяких ухищрений и технических новшеств, без мелодраматичности и театральности. Контраст между этими двумя стилями, представленными в издании – почти гламуром и пропуском в свой внутренний мир – настолько разителен, что фотографии знаменитостей кажутся искусственными. Но Лейбовиц считает, что такая дизъюнкция делает книгу интереснее. «Совсем ни к чему, чтобы в ней все было одинаково, гладко. Я попыталась сделать такой выбор фотографий для издания, который могла бы одобрить Сьюзен. Я думаю, это изотерическое смешение». Но на самом деле, Лейбовиц отодвинула себя на задний план. Фотографии тех, кто окружал ее, настолько глубоки и выразительны по сравнению работами для журналов, что создается впечатление, что именно за этим будущее в творчестве Лейбовиц. «На самом деле я очень заинтересована в фотографии для журналов, мне это нравится и я хочу добиться в этом большого успеха, — говорит она. Книга дала мне силу, чтобы сделать попытку делать такую работу еще лучше».На этом интервью с Анне Лейбовиц заканчивается.

Энни Лйбовиц

"В моих фотографиях вы можете увидеть, что я не боюсь влюбиться в тех, кого фотографирую."
Энни Лейбовиц

Как-то, говоря о своем старшем коллеге Ричарде Аведоне, Энни Лейбовиц заметила, что он был очень коммуникабелен, подолгу беседовал со своими моделями, выявляя их сущность, заставляя забыть о позировании. «А я не могу разговаривать. Я ищу тему», - сетовала она. Это отличает Лейбовиц не только от Аведона, но и от подавляющего большинства успешных фотографов. Едва ли не основным умением портретистов считается способность разговорить модель, вызвать те или иные эмоции, заставить забыть о фотоаппарате. Лейбовиц не обладает этими способностями, и … приходиться признать, прекрасно без этого обходится. Вместо этого она использует метод, который можно с известной степенью условности назвать псевдо-репортажным.

«Во время обучения в Сан-Франциско я серьезно изучала фоторепортаж а-ля Роберт Франк или Картье-Брессон. ... Работая для "Rolling Stone", я очень интересовалась журнализмом и полагала, что именно этим я и занимаюсь, но это было не так. Для меня было более важным иметь возможность выразить свою точку зрения. Поэтому я, в конце концов, стала называться "Портретным фотографом". В портрете фотограф может настаивать на своей точке зрения», - рассуждала она в одном из многочисленных интервью.

Здесь хочется поспорить - журналист тоже может иметь (и очень часто имеет) свою точку зрения и более чем достаточно средств для ее выражения: для примера достаточно взглянуть на работы тех же Роберта Франка и Анри Картье-Брессона. Тем не менее, основная мысль фотографа вполне понятна - она старается свести управление моделью к необходимому минимуму, достаточному для того чтобы подчеркнуть найденную «тему» и отстоять свою «точку зрения», в остальном пытаясь честно фиксировать действительность. «Такая фотография, может быть, не отражает объективную реальность, но дает представление о ней», - настаивает она. Тема эта не нова: право (или даже обязанность) фотографа иметь и материализовать в фотографическом изображении свою точку зрения обосновывал в первой половине XX века выдающийся российский фотопортретист М.С.Наппельбаум в книге «От ремесла к искусству». Справедливости ради следует отметить, что существует и прямо противоположное мнение: так, например, другой знаменитый фотограф А.М. Родченко в статье «Против суммированного портрета за моментальный снимок» говорил о необходимости фиксировать человека, а не пытаться суммировать в одном изображении свое представление о нем.

Так или иначе, метод, который я выше назвал псевдо-репортажным, успешно использовали многие великие и не очень фотографы. Доказала свою состоятельность и героиня настоящего очерка - она по праву считается одним из наиболее талантливых фотографов в сегодняшней Америке, да и во всем мире.

Энни Лейбовиц (Annie Leibovitz) - ее настоящее имя Анна-Лу (Anna-Lou), но все и всегда ее звали Энни - родилась 2 октября 1949 года на северо-востоке США в штате Коннектикут. Она была третьей из шести детей в семье подполковника воздушных сил и учителя современных танцев. Из-за служебных обязанностей отца они часто переезжали с места на место, нигде не задерживаясь надолго. Позже Энни усматривала в этом образе жизни нечто похожее на фотографический акт: «Что-то становится частью твоей жизни на очень короткое время, а потом ты уходишь навсегда».

Она всегда интересовалась искусством и, окончив среднюю школу, поступила в Сан-францисский художественный институт. Фотографией она увлеклась во время поездки в Японию после второго курса, и после возвращения записалась на вечерние курсы фотографии. А еще несколько месяцев спустя бросила институт и уехала в Израиль. Полгода Энни жила в кибуце (сельскохозяйственная коммуна), работала в археологической экспедиции на раскопках дворца царя Соломона, попутно много фотографировала. Позже она вспоминала, что решение стать профессиональным фотографом пришло к ней именно в Израиле. А после того как на глаза ей попались несколько номеров журнала «Rolling Stone» с фотографиями музыкантов девушка поняла, чему хочет посвятить свою жизнь.

В 1970 году Лейбовиц познакомилась с основателем и главным редактором «Rolling Stone» Дженом Уэннером. Впечатленный ее работами Уэннер дал ей первое задание и 21 января следующего года ее фотография украсила обложку журнала. Несколько лет спустя она стала главным фотографом «Rolling Stone» - в то время это был уже один из самых модных журналов в музыкальном мире, среди музыкантов велось своеобразное соревнование за попадание на обложку. В 1970-х годах Энни Лейбовиц сделала множество снимков ставших иконами музыкальной фотографии. Ее позировали Боб Дилан, Боб Марли, Патти Смит, множество других суперзвезд. В 1975 году она была официальным фотографом группы Rolling Stones во время их американского турне.

8 декабря 1980 года по заданию журнала Энни Лейбовиц фотографировала Джона Леннона и Йоко Оно в связи с выходом альбома «Double Fantasy». Съемка была не из легких, ей приходилось все время менять планы и начинать заново. Сначала она собиралась сфотографировать одного Джона, но он потребовал, чтобы супруга была рядом. Энни попросила их раздеться, но Йоко категорически отказалась обнажаться ниже пояса. Нечего и говорить, фотограф была несколько разочарована. Она решила оставить Йоко Оно полностью одетой и попросила их лечь на диван, еще не очень представляя, что хочет получить в конечном итоге. Но дальше все пошло как по маслу: «Он свернулся калачиком рядом с ней и это смотрелось очень, очень круто», - вспоминала она позднее, - «Я не могла отделаться от чувства, что она очень холодная женщина, а он как будто пытается ее удержать. … Мы с интересом разглядывали первый Поляроид, они оба были очень взволнованы. Джон сказал: "Пообещай мне, что это будет на обложке"».

Это была последняя фотография Джона Леннона (точнее сказать, последняя сделанная профессиональным фотографом), через пять часов после фотосессии знаменитый музыкант был убит. Энни Лейбовиц выполнила его поручение: фотография была напечатана на обложке «Rolling Stone», а в 2005 году завоевала первое место на конкурсе «Лучшая журнальная обложка за последние 40 лет». Второе место на конкурсе заняла обложка «Vanity Fair» за август 1991 года. Фотографию для этой обложки (обнаженная Деми Мур на восьмом месяце беременности) тоже сделала Энни Лейбовиц.

В «Vanity Fair» - самый «звездный» журнал планеты - Энни перешла в 1983 году, а в начале 1990-х, став одним из самых знаменитых, востребованных и высокооплачиваемых фотографов в мире, открыла собственную студию в Нью-Йорке. Она работает во многих жанрах: обнаженная натура, пейзаж, натюрморт, интерьерная съемка, репортажные и жанровые зарисовки... Но, пожалуй, главный ее дар - это фотопортрет и в этом жанре она достигла больших вершин. Ей позировали певцы и музыканты, актеры и художники, писатели и политики; список знаменитостей, которых она фотографировала, занимает несколько страниц текста. В 2007 году вышел небольшой конфуз: английская королева Елизавета Вторая попросила Лейбовиц фотографировать себя во время путешествия в Виржинию, а та в ответ попросила свою венценосную модель снять корону - хорошо еще не раздеться. Королева послушалась, но, если верить сообщению BBC, пришла в ярость, которую позже вылила на своего помощника.

В 1989 году знаменитой американской писательнице Сьюзан Зонтаг потребовалась фотография для суперобложки готовящийся к выходу книги «СПИД и его метафоры» («AIDS and Its Metaphors») и она обратилась к Лейбовиц. Нужно сказать, что Зонтаг живо интересовалась фотоискусством, ее книга «О фотографии» («On Photography») вышедшая в 1977 году получила престижную премию Национального совета литературных критиков. Книга эта и в самом деле очень легко и интересно написана, остается только сожалеть, что она до сих пор не издавалась на русском языке. Кроме этого Зонтаг принадлежат еще несколько исследований в области фотографии: «Магический фашизм» («Fascinating Fascism», 1974) о творчестве Лени Рифеншталь, «Когда мы смотрим на боль других» («Regarding the Pain of Others», 2003) и ряд других.

Влияние знаменитой писательницы на не менее знаменитого фотографа трудно переоценить. «Ты хороша, но можешь быть еще лучше», - сказала Зонтаг во время одной из их первых встреч и Лейбовиц в прямом смысле слова делала все, чтобы заслужить ее одобрение. В 1993 году Энни отправляется в Сараево во время военных действий - она никогда не ввязалась бы в подобную авантюру, если бы не влияние подруги. Там она сделала одну из самых грустных своих фотографий «Велосипед мальчика убитого снайпером» («Fallen Bicycle of Teenage Boy Just Killed by a Sniper»). «Я ехала фотографировать Мисс Сараево, вдруг раздался выстрел и прямо перед моей машиной упал мальчик на велосипеде. Мы повезли его в госпиталь, но он скончался по дороге», - рассказывала она.

В 1999 году Зонтаг и Лейбовиц выпустили книгу «Женщины» («Women») — своеобразный портрет представительницы прекрасного пола конца XX века. В книге около двухсот фотографий: учителя и солдаты, космонавты и шахтеры, артисты и политики, дочки и матери, разных национальностей, вероисповеданий, возрастов, различного цвета кожи, известные и не очень, красивые и... еще более красивые, одним словом, Женщины. Позже Энни признавалась, что места в альбоме на всех не хватило - там нет даже автопортрета фотографа.

До недавнего времени личная жизнь Энни Лейбовиц мало кого интересовала. Когда в октябре 2001 года 51-летняя женщина родила первого ребенка, никто и не догадывался о том, кто может быть отцом девочки. Все изменилось после смерти Сьюзан Зонтаг в конце 2004 года, когда еженедельник «Newsweek» сообщил, что двух женщин связывали не только деловые и дружественные отношения. Несколько позднее Энни призналась, что отцом ее ребенка был писатель Дэвид Рифф - единственный сын ее покойной подруги. В 2005 году Энни стала матерью еще двух детей, на этот раз рожденных с помощью суррогатной матери. И хотя дети занимают почти все ее время («Я чувствую себя как директор летнего детского лагеря», - усмехается Энни), она находит время и для любимого дела - фотографирует, устраивает выставки, издает книги.

Ее последний фотоальбом «Жизнь фотографа: 1990-2005» («A Photographer"s Life: 1990-2005») содержит более двух сотен личных фотографий Энни - своего рода визуальный дневник, крик души, исповедь - вперемешку с сотней или около того изображений мира моды, гламура и знаменитостей. «У меня только одна жизнь и все мои фотографии - личные и сделанные по заданию - часть этой жизни», - написала она в предисловии. Ей конечно виднее, но для постороннего человека, это два совершенно раздельных мира, иногда трудно поверить, что снимки делал один и тот же фотограф в один и тот же период времени. «Книга обязана своим рождением моему горю», - признавалась автор, имея в виду смерть Зонтаг и своего отца который умер в начале 2005 года. И опять хочется не согласиться, далеко не все работы фотографа несут этот отпечаток - более того, глядя на них убеждаешься, что для того чтобы нести радость жизни фотография вовсе не обязательно должна быть гламурной, или как сейчас принято говорить «попсовой».

Анни Лейбовиц - портреты знаменитостей

























Хотите узнать, каких успехов может достичь женщина в мире фотографии? Фееричных!

Энни Лейбовиц наглядно это демонстрирует. Можно без опасения заявлять, что она - один из самых известных портретистов в истории фотографии, человек, в чью камеру смотрели практически все современные мировые знаменитости, фантастически успешный мастер фэшн-кампаний.

Снимки Энни Лейбовиц помогают селебрити максимально приблизиться к иконическому статусу ‒ яркие, нестандартные, зачастую эпатирующие и всегда открывающие человека с новой стороны, они давно стали обязательной составляющей современной культуры. Именно Лейбовиц сделала последнюю фотосессию Джона Леннона, в которой экс-лидер The Beatles позировал обнаженным, лежа рядом с женой.

Первоначально музыканта хотели снимать одного, но после нескольких проб он настоял на принципиально иной концепции. Окончательный снимок символизировал его бесконечную привязанность к жене ‒ он прижимается к ней, как к единственной опоре в жизни, лежа в позе ребенка во чреве матери.

Исключительное по силе воздействия фото было приурочено к выходу нового альбома Леннона, но стало последним свидетельством его жизни. Многие исследователи называют этот снимок лучшим за всю историю портретной фотографии ‒ не только из-за драматического контекста, но и из-за поразительно сильной сцены.

В 2005 году сообщество американских редакторов журналов признало обложку журнала с Джоном Ленноном лучшей за 40-летнюю историю. Снимок много раз воспроизводился современными художниками ‒ среди них работа Сэм Тейлор-Вуд из коллекции галереи Тейт Модерн, фотосессия с сыном Леннона Шоном и так далее.

Лейбовиц приглашали сделать официальные фотопортреты королевы Елизаветы II, которую она даже уговорила на снимок без короны, и Михаила Горбачева, она работала с несколькими американскими президентами и высокопоставленными политиками. Но больше всего в ее портфолио, конечно, снимков звезд кино и музыкального бизнеса.



Ее не зря называют «фотографом рок-н-ролла» ‒ без Энни не было бы многих легендарных обложек Rolling Stone, Time, Interwiev, The New York Times и других влиятельных журналов. Она активно сотрудничает с Vanity Fair, для которого создает эффектные «парадные» фотографии кинозвезд ‒ и групповые, и портретные.

Никто так не работает с крупными планами ‒ зачастую в кадре есть только лицо визави фотографа, которое невероятным образом притягивает взгляды. Фотограф каким-то чудом «заставляет» каждую морщинку, положение рук, наклон головы рассказывать историю человека или работать на некое событие.

При этом Лейбовиц славится высочайшей внимательностью к деталям. На ее фэшн-изображениях или групповых фотоснимках можно рассмотреть мельчайшие нюансы. Все они подчеркнуты и выделены, вместе с тем нет ощущения перегруженности, как бывает на снимках других фотографов, которые снимают гламур. Достигается такая выверенность уникальным чувством баланса и геометрии сцены, присущим Лейбовиц ‒ все участники и предметы занимают идеальное для них положение. Таким образом и передний, и задний планы уравновешены и работают на результат.

Детство и становление стиля

Энни ‒ а вернее, Анна-Лу появилась на свет в американском штате Коннектикут, в многодетной семье полковника ВВС 2 октября 1949 года. Среди ее предков были и евреи, уехавшие из России, и румынские эмигранты. Мать Энни преподавала современный танец в Институте Сан-Франциско и привила девочке любовь к искусству. Отец из-за военной службы часто перевозил семью в разные страны. Знаковыми были Филиппины - именно там Анна-Лу сделала свои первые кадры. Серьезным увлечение стало уже к окончанию школы.

Лейбовиц тщательно изучала репортажную работу ‒ снимки и Роберта Франка помогли, когда она стала ездить на гастроли с известными музыкантами. Она выбрала тот же институт, где работала ее мать, сосредоточившись на рисовании, но уже после второго курса и поездки в Японию стала изучать фотодело. На третьем курсе девушка отправляется на свою первую серьезную съемку ‒ в Израиле вместе с археологами она работала на раскопках руин дворца царя Соломона. После поездки Лейбовиц окончательно решила посвятить себя фотографии.

Энни смогла познакомиться с главным редактором журнала Rolling Stone, снимки в котором заинтересовали ее. Джен Уэннер смог понять, что перед ним нерядовой, хоть и очень молодой мастер, и в двадцатилетнем возрасте Энн стала сотрудничать с изданием уже на постоянной основе. С 1970 года она снимала Боба Дилана, Патти Смит, Боба Марли и других звезд ‒ в студии и на гастролях. Например, в 1975 году именно она работала во время тура The Rolling Stones, создавая черно-белые портреты музыкантов и их окружения, ставшие классикой.

За несколько лет Лейбовиц смогла стать начальником и главным фотографом художественного отдела журнала, сохранила удивительную для такого крупного издания свободу в творческом самовыражении. Она работала практически всегда самостоятельно, осваивая навыки съемки в цветном формате (журнал перешел на него в середине 70-х годов).

Расцвет карьеры: 80-е и 90-е

В 1983 году в жизни фотографа произошли существенные изменения. Она выпустила первую книгу ‒ альбом работ, который разошелся миллионным тиражом. В это же время Лейбовиц перешла из Rolling Stone в Vanity Fair, для которого за последующие десятилетия создала целую галерею гламурных, выразительных и изысканных снимков. Переход в новую эпоху в творчестве был болезненным и стрессовым: всегда работавшая в одиночку Лейбовиц теперь была вынуждена находить общий язык с огромным штатом сотрудников: гримерами, стилистами, постановщиками и осветителями в студии, продюсерами. Она иногда даже срывалась и открыто конфликтовала с коллегами, что вместе с тем не помешало ей окончательно закрепиться в высшем эшелоне шоу-бизнеса.

Лейбовиц сделала огромное количество обложек для The New York Times, Paris Match и других изданий. В ее объектив были рады попасть не только Майкл Джексон и Анджелина Джоли, но и Джордж Буш-старший, Френсис Форд Коппола и Михаил Барышников.

Одна из самых провокационных работ фотографа ‒ обнаженная Деми Мур на восьмом месяце беременности. Фотография стала переломной не только для мира искусства и общества в целом, но и для самого автора. На Лейбовиц сыпались заказы на модные съемки от крупнейших домов. Она стала знаменита не только в профессиональном кругу, но узнаваемой и в «широких зрительских массах».



Энни Лейбовиц сотрудничает с Honda, Gap и огромным количеством домов высокой моды. Ее работы для Christian Dior или Louis Vuitton были «лицом бренда» долгое время. В съемках принимали участие Наталья Водянова, Шон Коннери и другие выдающиеся личности и знаменитости.

Фотограф занимается не только гламуром и шоу-бизнесом. В ее портфолио и общественно-политические проекты. В их числе - футбольный чемпионат в Мехико в 1986 году, Олимпиада в Атланте, работа с американскими астронавтами.

Лейбовиц в начале 1990-х годов открыла собственную нью-йоркскую студию и выпустила очередной альбом с ретроспективой за 20 лет карьеры. В этом ей много помогала ближайшая подруга ‒ американская писательница Сьюзан Зонтанг. Они познакомились в конце 80-х во время работы над книгой Зонтаг про СПИД, и сразу понравились друг другу. До самой смерти писательницы они оставались в очень тесных и доверительных отношениях ‒ вместе с Зонтанг фотограф издала альбом «Женщины», в котором портреты знаменитостей перемежались с кадрами обычных американских женщин.

Сьюзи Зонтаг

Здесь и сейчас

В начале 90-х Лейбовиц работала в Сараево, помогала западному обществу узнать все ужасы балканской войны. Ее хроника позволила отразить происходящее и подчеркнуть его неприемлемость. Уйдя в 2000-х годах с постоянной работы из Vanity Fair, она продолжила создавать впечатляющие картины, но уже в более спокойном и размеренном темпе.



На провокативности фотографий «оседлость» Лейбовиц не сказалась. В это время появились портреты 15-летней Майли Сайрус с обнаженной спиной, Джессики Честейн в роли амазонки с луком и стрелами. Лейбовиц удостоилась признания международного профессионального сообщества, получив в 2013 году премию принца Астурийского. Ей предложили организовать беспрецедентную выставку в Лондонской Национальной галерее, где до этого не экспонировался ни один фотограф ‒ только художники.



Смелость этой женщины коснулась не только профессиональной, но и личной жизни ‒ своего первого ребенка, дочь Сару Камерон, она родила в 51 год, а чуть позже решилась на продолжение. Близнецы Сэмюэл и Сьюзен появились на свет от суррогатной матери, и сейчас фотограф активно занимается детьми, говоря, что ее дом больше похож на летний скаутский лагерь.

Она все также создает впечатляющие кампании для журналов и модных домов, выставки ее работ проходят по всему миру. Несмотря на проблемы с долгами, Лейбовиц продолжает наслаждаться жизнью, в которой находит вдохновение для репортажей, пейзажей, работ в жанре ню и, конечно, безупречных портретов.



Живая фотолегенда утверждает, что, будучи очень несмелым человеком, старается возводить между собой и моделью препятствие в виде камеры. Вместе с тем она, как никто, умеет выстроить доверительные отношения с людьми, благодаря чему они раскрываются перед объективом полностью. Это помогает подчеркнуть каждую уникальную грань личности человека.

Выставка Анни Лейбовиц в Эрмитаже – событие значительное и значащее. Теперь есть дополнительный повод стремиться в этот замечательный город. А пока, оставаясь в своем городе, остается завидовать и завидовать, тем, кто запросто может, купив билетик, погрузиться в “Photographer’s life”.
Многие люди живут фотографией. Во всех смыслах этого слова. Нажимают кнопочку, получают удовольствие, или деньги, реже - и то, и другое. У кого-то фотография становится жизнью, ее двойником и подосновой. И лишь у единиц хватает силы таланта вместить эту жизнь почти в каждую свою фотографию, чтобы картинка существовала уже независимо от автора, как отдельно взятый дымящийся кусок жизни.
“Photographer’s life” (Жизнь фотографа) - достаточно емкое название для выставки. Жизнь, превращенная в звонкую монету гламурных фотоснимков, в неконвертируемую россыпь щемяще-личных семейных карточек. Пожалуй, именно это сочетание несочетаемого и придает выставке ту пронзительную высокую ноту, какую иногда выводит скрипка в безлюдном подземном переходе, когда вздрогнешь и подумаешь: «Боже, как грустна наша жизнь!»


Перед нами сложная мозаика из фотографий. Однако, все немыслимые смысловые переплетения органично смотрятся на выставке, поскольку именно они и составляют жизнь фотографа Энни Лейбовиц. Перепутанный клубок событий: заказные съемки, рождение детей, семейные торжества, смерть друзей и близких, опять съемки. Без деления на разделы, одним куском - просто жизнь.

Главная цель фотографии с точки зрения Анни Лейбовиц - вечный поиск изнаночной правды бытия. Мы привыкли к обнажающим душу фотопортретам работы Анни Лейбовиц. Каждый раз будто слышен арбузный хруст реальности, рассекаемой острой как скальпель оптикой Mamyia. Лица, лица, лица.

Но после неожиданного поворота объектива мы видим, что столь же бескомпромиссный и смелый взгляд автор обращает и на себя, на свою частную жизнь. Одна за другой опадают ненужные маски - социальная, маска собственного тела, стыд наготы, страх смерти - дальше, дальше - это всего лишь личины. Постепенно начинаешь видеть малость и незначительность индивидуальной жизни, если только она не обогащена трудом, направленным на создание иной, высшей реальности. Трудом, в полной мере проделанным фотографом Анни Лейбовиц. Трудом жизни. Во всех смыслах.

1. © Annie Leibovitz, Джон Леннон и Йоко Оно.

2. © Annie Leibovitz. Леонардо ДиКаприо.

3. © Annie Leibovitz

4. © Annie Leibovitz. Стинг

5. © Annie Leibovitz. Карл Льюис.

6. © Annie Leibovitz. Королева Елизавета Вторая.

7. © Annie Leibovitz. Анджелина Джоли.

8. © Annie Leibovitz

9. © Annie Leibovitz. Леонардо ДиКаприо.

10. © Annie Leibovitz

11. © Annie Leibovitz

12. © Annie Leibovitz

13. © Annie Leibovitz

14. © Annie Leibovitz

15. © Annie Leibovitz

16. Пенелопа Крус и Вуди Аллен. © Annie Leibovitz для Vanity Fair

17. © Annie Leibovitz для Vanity Fair

18. © Annie Leibovitz для Vanity Fair

19. © Annie Leibovitz для Vanity Fair

20. © Annie Leibovitz для Vanity Fair

21. © Annie Leibovitz для Vanity Fair

22. © Annie Leibovitz для Vanity Fair

23. © Annie Leibovitz для Vanity Fair

24. © Annie Leibovitz

25. © Annie Leibovitz

26. © Annie Leibovitz

27. © Annie Leibovitz

28. © Annie Leibovitz

29. © Annie Leibovitz

30. © Annie Leibovitz

31. © Annie Leibovitz

32. © Annie Leibovitz

33. © Annie Leibovitz, для Louis Vuitton

34. © Annie Leibovitz, для Louis Vuitton

35. © Annie Leibovitz, для Lavazzi

36. © Annie Leibovitz, для Lavazzi

37. © Annie Leibovitz, для Lavazzi

38. ©Annie Leibovitz, Patti Smith

39. ©Annie Leibovitz, Susan Sontag