Русские былины в произведениях художников на рубеже XIX-XX веков. Придумай шуточное название к иллюстрации Презентация на тему иллюстрации к былинам

Русские былины в произведениях художников на рубеже XIX-XX вековМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Сасовская средняя школа ШКОЛА №6
Русские былины
в произведениях художников
на рубеже XIX-XX веков
Проект по литературе
По всей Руси простой народ богатырей
любит, славит и чествует, ржаным хлебом с
ним делится, в красный угол сажает и поёт
песни про славные подвиги - о том, как
берегут, защищают богатыри родную Русь!
Работу выполнили:
учащиеся класса
.
Научный руководитель: учитель русского
языка и литературы
.

План

1) Введение
2) Исследование литературы по данной теме
3) Русские былины в произведениях
художников на рубеже XIX – XX веков
4) Заключение
5) Список использованной литературы

Введение

Цель проекта:
сформировать у участников образовательного
процесса целостное представление о русских былинах через
произведения художников XIX-XX веков.
Задачи:
1) Изучить литературы по данному вопросу;
2) Сравнить произведения художников XIX-XX веков с былинами.
Объект исследования:
произведения литературы (русские
былины) и живописи (картины Васнецова, Рериха, Билибина,
произведения Коненкова).
Предмет исследования:
связь былин и картин русских
живописцев.
Актуальность.
В последнее время возрос интерес современного общества к историческому
прошлому своего народа, отсюда интерес ко всему фольклору и былинам в
частности. Наиболее восприимчивы ко всем явлениям нашей жизни люди
творческих профессий. К таковым относится художники рубежа XIX-XX веков.
Картины этих живописцев наиболее ярко и точно отражают образы, созданные
народом.

Исследование литературы по данной теме

Русские былины
- это неотъемлемая часть культуры, бесценное
свидетельство исторической памяти народа. Они - воплощение представлений
об идеальном и типичном, о добре и зле, трагизме и комедийности, правде и
кривде.

Что такое былина?
Былина
- это фольклорная эпическая песня, жанр, характерный для
русской традиции. Основой сюжета былины является какое-либо
героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории.

Само слово «былина»
прямо указывает на
понятие «быль». Но это
не доказывает
реальности
используемых в жанре
сюжетов и их героев.
Речь идет о том, что в
эту реальность верили
до определенного
времени и сами
сказители, и их
слушатели.

Первоначально
под былиной
подразумевался
рассказ о
действительных
происшествиях,
лишь потом
обросший
фантастическим
и
подробностями.

Люди часто путают былины со
сказками. Действительно, сложно
четко разделить эти два жанра. Их
основное отличие заключается в
отношении сказителя (певца,
рассказчика) к своему творчеству.
Сказка – изначально чудесный
вымысел.
Былина - повесть о старине,
когда могли случаться вещи, в
настоящем совершенно невероятные.

Обращение художников к былинной теме

Мастера Серебряного века – Виктор Васнецов,
Михаил Врубель, Николай Рерих, Иван Билибин,
Илья Репин – создали образы, ограничено
воплотившие истинно народные идеалы Добра,
Красоты, Мужества и Любви, которые передавались
из поколения в поколение в произведениях устного
народного творчества. Их картины точны в деталях,
поэтичны и одновременно удивительно реальны.
Они отображают чудеса и волшебных героев
такими живыми, какими их и воспринимали в
старину, какими их представляет каждый ребенок.

Русские былины в произведениях художников

Чем же привлекали былины художников?
Произведения русского народа очень
интересны, и они, бесспорно, могли привлечь
внимание живописцев. Ведь это ни на что не
похожая русская природа, величественные
образы богатырей, их облачение... Какому
художнику не захочется изобразить это так, как
он себе это представляет? Другое дело, что
нужно
быть
поистине
гениальным
живописцем, чтобы изобразить то, что имели в
виду сказители данных произведений. И
поэтому, мало быть просто хорошим
живописцем, надо быть в какой-то степени и
историком, чтобы не поверхностно, а глубинно
понять сущность русского народа и правильно
отобразить всё написанное им на холсте.

Виктор Михайлович Васнецов

Одним из величайших мастеров сказочного жанра в мировой живописи
является Виктор Михайлович Васнецов. Он начинал свое творчество как
художник-бытописатель. Внимание Васнецова к жизни народа, его
каждодневным нуждам помогли прочувствовать и народные мечты,
реализованные в сказках и былинах.

В 1882г. создал «Витязя на распутье». Художник изобразил сумеречную
степь, поле былой битвы с разбросанными по нему костями. Догорает
вечерняя заря. Предостерегающе стоит на перекрестке трех дорог
камень-вещун. Погружен в глубокую думу остановившийся перед ним
витязь. В образе витязя на распутье Васнецов изобразил себя, свои
нелегкие раздумья о будущем

Главное произведение живописца – «Богатыри», создававшиеся на
протяжении 10-летия, - образец безграничной любви к Родине,
самоотверженного служения Отчизне, всегда актуальный для новых
поколений урок патриотизма.

«Баян» (1910) – одно значительных произведений художника. Баян имя певца из «Слова о полку Игореве», однако художник не
связывает своего героя с персонажем конкретного произведения и
создает собирательный образ былинного певца. В картине звучит
тема единения певца и дружины, их духовной связи. Панорамность
широких российских просторов воспринимается как собирательный
образ родной природы и звучит символически.

Выше леса стоячего «Богатырский скок» - так назвал Васнецов картину,
символизирующую силу русского воина-богатыря (1914).

Не человек, похожий на
зверя, а зверь навис над
миром, многоглавое
чудовище - символ зла.
Идет «Бой Добрыни
Никитича с семиглавым
Змеем Горынычем»
(1918) , который
символизирует борьбу
светлых и темных сил.
Тревожны огненные краски
заката.

Сергей Тимофеевич Конёнков

Знаменитый русский (советский) художник и скульптор. Его называли
«богатырем русской скульптуры». В творчестве мастера оживают образы
былин и крестьянских поверий. Они вырублены из исконного русского
материала – дерева. Конёнков возродил дерево в русской скульптуре,
раскрыл его богатые декоративные возможности
Лесовик (1910)
Еруслан Лазаревич (1913)

Стрибог
Сирин

Николай Константинович Рерих
Богатырская тема нашла отражение и в творчестве Николая
Константиновича Рериха. Его «Богатырский фриз» (из 7 частей
композиции на выставке представлены три: «Баян», «Микула
Селянинович», «Витязь») соединяет историю и поэзию. Эти полотна
были бережно сохранены в блокадном Ленинграде; подобные
произведения помогали народу выстоять в тяжкие годины войны и
являются ценнейшим духовным наследием нашей страны.

Центральное место «Богатырского фриза» занимает «САДКО».
На нём изображены ладьи новгородского богатыря Садко, умевшего и
торговлей заняться, и гуслями царя морского позабавить. Имя этого
богатыря созвучно древне-библейскому имени «Садок», то есть
праведный, справедливый.

Баян
Витязь
Благодаря многослойности живописи, достигнуто богатство различных
оттенков цвета. Синий подмалевок записан не полностью. Во многих местах он
образует своеобразный широкий контур вокруг изображенных предметов и
воспринимается как глубокая тень. Светоносность палитры и синие контуры
создают особое образное ощущение объемности.
Отдельные детали в панно также исполнены с учетом особенностей
монументальной живописи. Так, например, цветы и травы орнаментальны по
рисунку и несколько условны по цвету. И все это подчинено единой цели созданию монументально-декоративного образа.

Иван Яковлевич Билибин

В миниатюрной живописи он сумел передать эпически-мощные
образы русских богатырей – Ильи Муромца, Вольги
Всеславьевича, Микулы Селяниновича, Святогора.

В 1913 г. художник оформил оперную постановку М.Глинки «Руслан и
Людмила». Талант Билибина проявился и в его театральных постановках по
мотивам русских былин.

Практическая часть
В ходе нашего исследования мы проводили опрос среди
учащихся МБОУ СОШ № 6 8-9 классов. Мы хотели узнать,
что знают ученики о русских былинах. Опрос состоял из 4
вопросов:
1)Что такое былина?
2) Каких художников, изобразивших героев былин в своих
картинах, вы знаете?
3) Название картин, на которых изображены герои русских
былин.
4) Чем былина отличается от сказки?

Результаты опроса
1) Ученики, которые знают ответ на первый вопрос («Что
такое былина?»):
Точно: 8 человек;
Приблизительно: 28 человек;
Не знают: 38 человек.
10,8%
51,4%
37,8%

2) Знают ответ на второй вопрос («Каких художников, изобразивших
героев былин в своих картинах, они знают»):
Знают одного: 13 человек;
Двух: 2 человека;
Не знают вообще: 59 человек.
17%
3%);
80%

3) Знают ответ на третий вопрос («Название картин, на
которых изображены герои русских былин»):
1 картина: 27 человек(%)
2 картины: 5 человек(%)
3 картины: 1 человек(%)
не знают: 41 человек (%)
36,4%
55,4%
1,4%)
6,7%

4) Знают ответ на четвертый вопрос («Отличие между
былиной и сказкой»):
Точно: 5 человек
Приблизительно 32 человека
не знают: 37 человек
6,7%
50%)
43,2%

Заключение

Замечательный живописцы, прекрасные иллюстраторы и
скульпторы оставили большое художественное наследие, в котором
поведали о том, что видели их проницательные глаза, что впитывали
их чуткие и деликатные души. Каждый может поставить перед собой
вопрос: Хорошо ли, что читая произведения русского народного
творчества перед нами, непроизвольно всплывают их картины, или
было бы лучше самим создать в своей голове эти образы?
Мы думаем, что иллюстрации к былинам нам ни в коем случае не
мешают, а только помогают воссоздать в своём воображении всё
написанное. Это полезно не столько для взрослых, сколько для
детей, которым легче воспринимать то или иное произведение,
посмотрев на картину или скульптуру, изображающую его героев.

Список использованной литературы

1. Былины Севера. Записи А.М.Астаховой. М. – Л., 1938–1951, тт. 1–2
2. Ухов П.Д. Былины. М., 1957
3. Пропп В.Я., Путилов Б.Н. Былины. М., 1958, тт. 1–2
4. Астахова А.М. Былины. Итоги и проблемы изучения. М. – Л., 1966
5. Ухов П.Д. Атрибуция русских былин. М., 1970
6. Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым. М., 1977
7. Азбелев С.Н. Историзм былин и специфика фольклора. Л., 1982
8. Астафьева Л.А. Сюжет и стиль русских былин. М., 1993
9. Пропп В.Я. Русский героический эпос. М., 199910.
10. Словарь литературоведческих терминов
11. Универсальная научно – популярная энциклопедия Кругосвет
12. Сайт «Сеть творческих учителей»

Художники-иллюстраторы детской книги библиотечный урок

зав. библиотекой СОПШМТ №11

г. Павлодара


  • Иллюстрация – это рисунок в тексте книги, который сопровождает повествование.
  • Иллюстрация помогает глубже понять содержание книги, делает книгу яркой нарядной.

  • История детской книжной иллюстрации насчитывает около трех столетий. За это время был пройден путь от дешевых книжных изданий, букварей и лубочных картинок до роскошных книг для детей. Постепенно детская книжная иллюстрация стала самостоятельным видом искусства. Сам термин "иллюстрация" в переводе с латинского означает "освещать, проливать свет, объяснять".

Иван Яковлевич Билибин (1876-1942)

  • Иллюстратор детской сказки. Создатель книжной и журнальной цветной графики и особого типа иллюстрированной книги. Особенность иллюстраций Билибина - это юмор и острая ирония. Иллюстрировал сказки А.С. Пушкина, народные русские сказания и былины. Его иллюстрации к книгам напоминают театральные эскизы .

Иллюстрации к русским народным сказкам

Названия сказок исполнены славянской вязью


Иллюстрации к сказке Марья Моревна

Орнаментальные рамки на каждой странице, как деревенские окна с резными наличниками.


  • Иллюстрации отличаются узорностью рисунка, яркой декоративностью, стилизованы под старинную рукопись.




  • В этой сказке объединено сатирическое содержание с русским лубком в единое целое

  • Орнамент обильно покрывает пол, потолок, стены, одежду царя и бояр.

Сказка о царе Салтане

Царь подслушивает разговор трех девиц. На дворе ночь, месяц светит, царь спешит к крыльцу.



Владимир Михайлович Конашевич (1888-1963)

  • Я твёрдо уверен, что с ребёнком не нужно сюсюкать и не нужно карикатурно искажать формы. Дети - народ искренний, всё принимают всерьёз. И к рисунку в книжке относятся серьёзно и доверчиво .

  • Рисовал смешные картинки на каждую букву алфавита для своей маленькой дочки. Для того, чтобы легче было запомнить буквы.










Использованная литература

  • Давайте познакомимся.- В.М. Конашевич, К.Чуковский «Муха-Цокотуха».- М., Дет.лит.- 1986.
  • В. Одоевский «Мороз Иванович» - М., Дет.лит.- 1989.

Фото

«Русские народные былины» - Волх Всеславич. Садко. Герои былин. Былина. Добрыня Никитич. Илья Муромец. Алёша Попович. Святогор. Рябинин. Вольга и Микула Селянинович. Своеобразие художественного мира былин. Устное народное творчество. Познакомить с жанром былины. Васнецов «Богатыри». Заполните кроссворд. Сказка. Сказители.

«Летописи» - Киевские летописи. Летописные своды составлялись и в московскую эпоху русской истории. Летописи в Новгороде появились рано. Летопись – это… Псковские летописи. Новгородские летописи. Летопись Киевская сохранилась в нескольких очень близких между собой списках. Летописи велись во многих городах. До нас дошло только несколько Новгородских летописных сборников.

«Былинные герои» - План древнего Новгорода-первого свободного города Руси. Скульптурное изображение древнего воина. Добрыня Никитич. Отличие былинных героев от героев сказок. Память о славе древних русских воинов живёт. Былины Новогородского цикла. Самые известные богатыри. Киевский цикл былин. Современные изображения богатырей.

«Былины о русских богатырях» - Былина. Собиратели былин. Бесценные сокровища духовной жизни народа. Добрыня Никитич. Тонический стих. Оратай- пахарь. Илья Муромец. Гужики. Былинный герой. Русские былины. Александр Фёдорович Гильфердинг. Вольга и Микула Селянинович. Алёша Попович. Киевский цикл былин. Сказка. Построение.

«Мифы и легенды Древней Греции» - Новые открытия. Главные боги. Персей. Мифы Древней Греции. Помощь богов. Богиня Афина. Индуистские мифы. Гибель медузы. Нимфы. Древнегреческие боги. Предсказание. Олимпийские боги. Писцы. Мифы исчезнувших цивилизаций.

«Эпос «Калевала»» - Излюбленные цвета карелов. Древние карелы. Создание мира. Уклад жизни карелов, среди которых и родилась. Эпос. Человек, одетый в длинный сюртук. Илмаринен. Элиас Лённрот. Как называются народные песни карело – финского эпоса «Калевала». Карело-финский поэтический эпос. Главные герои эпоса «Калевала».

Всего в теме 27 презентаций

Былины Подлинную историю трудового народа нельзя знать, не зная устного народного творчества. М. Горький Искусство народных мастеров стало легендой, его власть простёрлась и на наше время.

Слайд 2

Термин «фольклор», который впервые в 1846 году ввёл в науку английский учёный У. Дж. Томс, в переводе означает «народная мудрость»

Слайд 3

Жанры фольклора Фольклор – устное народное творчество Пословицы Поговорки Песни Скороговорки Считалки Сказки Былины Загадки Потешки Частушки

Слайд 4

Эпические жанры в фольклоре былины сказания предания песни повествовательного характера

Слайд 5

Былина Термин былина закрепился за эпическими сказаниями и эпическими песнями в середине XIX столетия; ранее их называли старинами, реже - старинками. Былина - это своеобразный, чисто русский жанр народного эпоса, в котором рассказывается о богатырях, народных героях и реальных исторических событиях, сложенный в Древней Руси, отразившие историческую действительность, главным образом XI – XVI веков.

Слайд 6

Былины - произведения искусства, а поэтому для них характерен вымысел. Для былин важна не правда отдельного факта, сколько правда жизни. Поэтому в былинах нет точности в воспроизведении исторических событий, дат, имён, географических названий.

Слайд 7

Исполнение былин Исполнять былины мог не каждый. Сказителями были особо талантливые люди с отличной памятью. Обычно почетное дело – сказывать былину – поручалось людям преклонного возраста, от 60-65 лет, с большим жизненным опытом. В Древней Руси сказители пользовались почетом и уважением, их мастерство в исполнении былин часто передавалось от родителей к детям и было достоянием семьи. Перенять от отца дар рассказчика, запомнить сюжеты былин и придумать что-нибудь свое, новое было большим счастьем для молодых. Вокруг сказителей всегда собиралось много слушателей, которые с трепетом и большим вниманием переживали истории богатырей. Особенно часто исполнялись былины долгими зимними вечерами, когда в крестьянской жизни наступало затишье. Былины не пелись, а сказывались – произносились речитативом. Песня звучала медленно, плавно, нараспев. Речитатив – это напевная речь в вокально-музыкальном произведении, чтение нараспев

Слайд 8

Слайд 9

Сказители былин М.Д. Кривополенова Т.Г. Рябинин Собиратель былин П.Н. Рыбников Сёстры Крюковы

Слайд 10

Заонежская поэтесса Ирина Андреевна Федосова 1827 -1899гг. Возле озера сгнила оградка тесова. На горе – деревянных крестов разнобой. Спой, Ирина Андреевна, свет Федосова! Про крестьян олонецкой губернии спой. Р.Рождественский

Слайд 11

Родился в Заонежье, в деревне Гарницы Сенногубского погоста, рано лишился родителей. Воспитал его крестьянский мир. От старого односельчанина Ивана Агапитова он перенял и всю жизнь берёг в памяти былины. Много былин узнал от Ильи Елустафьева. В 1860 году известный собиратель П.Н.Рыбников записал от сказителя первые былины. Всего им были записаны 23 текста. В 1871 году другой учёныйА.Ф.Гильфердинг – Записал 19 сюжетов (21 текст). Рябинин был приглашён для выступления в Петербург, награждён серебряной медалью.

Слайд 12

Композиция былины  Зачин (начальная, вводная часть произведения) - здесь указываются время и место действия, называются герои, о которых идет речь в былине Основная часть - дается описание героя показывается его необычное поведение, говорится об ответственном поручении, которое ему дается  Заключение - подводится итог всему сказанному, еще раз восхваляются подвиги или деяния главного героя былины

Слайд 13

Новгородский Садко, Микула Селянинович ВладимироСуздальский Илья Муромец Киевский 10-11 века Алёша Попович и Добрыня Никитич Периоды развития былин

Слайд 14

Классификация былин по содержанию Былины героического содержания (былины об Илье Муромце, Добрыне Никитиче и др.) Социально-бытовые былины (былины о Садко, о Василии Буслаеве и др.) Былины волшебно-сказочного содержания (их немного «Подсолнечное царство», «Нерассказанный сон») Былины, близкие к историческим песням Былины пародийного характера

Слайд 15

Художественные особенности былин В тексте былины находим приметы реальной русской старины. В былинах немного описаний, но они выполняют важные художественные функции: придают достоверность повествованию, выражают симпатии и антипатии автора, дополняют образ богатыря. Повествование в былинах перебивается диалогом, цель которого подчеркнуть, что выделяет и прославляет богатыря, раскрывает до конца его богатырскую суть. «Сказывание» (напевная интонация) Гиперболизация - преувеличение основных черт, качеств героев, явлений жизни, связанных с ними (палица богатыря весит сорок, а иногда и девяносто пудов, конь несет богатыря «выше леса стоячего, чуть пониже облака ходячего» и др.)

Слайд 16

Художественные особенности былин Повторы Постоянные эпитеты (красна девица, чисто поле, добрый конь и др.) Синонимы Сравнения Уменьшительные и увеличительные суффиксы Приемы контраста (богатырь и враг-чудовище) и антитеза (герой действует вопреки советам, предупреждениям). Использование речетативов Отсутствие рифмы

Слайд 17

Былины рассказывают о непобедимых русских богатыряхи в этом тоже правда. Воспевая богатырей, защитников Родины, былины звали на подвиг во славу отечества, поднимали в тяжёлую годину испытаний дух народа. В былинах также рассказывается и о поражениях русских богатырей в схватке с врагами.

Слайд 18

Богатыри «Старшие» «Младшие» воплощение стихий, богатыри ближе к титанических сил, которые получили людям Илья Муромец очертания человеческого образа, но всё ещё Добрыня Никитич остались силою мировою Алёша Попович Святогор Волх Всеславьевич Михайло Потык

Слайд 19

Былина «Вольга и Микула Селянинович»

Слайд 20

К.А. Васильев «Вольга и Микула» «Меч Вольги»

Слайд 21

Из истории былины Былина о Вольге и Микуле – новгородская. Исследователи относят её возникновение к XIV – XV векам. Доказательством является смысл былины: Новгород признавал лишь те решения киевского князя, которые были любы новгородцам. Также Вс. Миллер считает доказательством происхождения былины картину пахоты. Именно в северных княжествах почва после расчистки от леса была усеяна кореньями, которые необходимо было корчевать.

Слайд 22

Объясните значение устаревших слов: Гужики Петля в хомуте, скрепляющая оглоблю с дугой Булатный Из булата – старинной, твёрдой и упругой, с узорчатой поверхностью сталью Сафьян Тонкая и мягкая козья или овечья кожа, специально выделанная и окрашенная в яркий цвет Соловый О масти лошадей; желтоватый (в сочетании со светлым хвостом и светлой гривой)

Слайд 23

Князь Вольга Святославович Князь Волга необыкновенного происхождения. Он сын княжны и Змея Горыныча. От отца он унаследовал чародейные способности, «похотелося ему много мудрости». Эти возможности Вольга употребляет на добрые дела. Но пахарь превосходит мощью и доблестью даже такого человека.

Слайд 24

Как вы думаете, откуда у богатыря такое имя – Микула Селянинович? Что оно обозначает? Микула - по-современному Николай, а Селянинович означает, что он селянин, т. е. живет в селе. Он это как раз и подчеркивает: де, я простой мужик-пахарь (оратай), не князь, не дружинник и не богатырь). Село от слова селиться на земле, определенной территории.

Слайд 25

Зачитайте описание внешности Микулы В портрете видно стремление авторов украсить облик любимого героя: он одет не как крестьянин на работу, а как боярин. «У оратая сапожки зелен сафьян» - это обувь очень богатых и знатных людей, как и кафтан чёрного бархата. «Вот шилом пяты, носы востры, Вот под пяту-пяту воробей пролетит, Около носа хоть яйцо прокати» высокий и тонкий каблук – как шило; острый, высоко загнутый носок

Слайд 26

Что подчеркивает безымянный автор былины в облике Микулы Селяниновича? (Физическую силу, молодецкую удаль, трудолюбие, долготерпение.) Каков портрет пока что неизвестного героя? (Идеализированный образ фольклорного «красна молодца».) Что вы можете сказать об одежде данного персонажа? Могли быть древнерусский пахарь так одет: «У оратая сапожки зелен сафьян... У оратая шляпа пуховая...»? Конечно же, нет. Откуда возник подобный облик героя произведения? (Возможно, более позднее преувеличение, желание показать как можно лучше внешнюю красоту героя.)

Слайд 27

Как показывается не внешняя, преходящая, а внутренняя, духовная красота Микулы Селяниновича? Зачитайте разговор князя с пахарем. Что мы можем сказать об уме и воспитании «простого крестьянина»? Похваляется ли оратай своей силой и значимостью? Как он демонстрирует князю и дружине, что его труд важнее «труда» сборщиков подати? Зачитайте данный отрывок. За что уважают Микулу Селяниновича простые селяне? (За трудолюбие, хлебосольство, чувство собственного достоинства и доброту.) За что уважает Микулу Селяниновича князь Вольга Святославич? (3а физическую силу, мастерство, трудолюбие, чувство собственного достоинства и доброту.)

Слайд 28

Какую характеристику вы могли бы дать русскому богатырю? человек недюжинной силы идеал нравственности истинный патриот родины, живущий её интересами

Слайд 29

Эпический герой – герой былины, который действует в реальном историческом времени, обладает необыкновенной физической силой, воинской доблестью и мудростью.

Слайд 30

Какова основная мысль былины? (Главная ценность на Земле - человек-труженик, в переносном значении - пахарь. Только человек, созидающий новое и нужное людям, заслуживает уважения. Государство и власть в лице князя и его дружины должны уважать, охранять и защищать человека-пахаря, так как без него не будет самого государства, не будет сел и городов, просто хлеб не родится.)

Слайд 31

Слайд 32

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Слайд 33

Палехская иллюстрация Лубочная картинка

Слайд 34

Владимиро-Суздальский период Былины, посвящённые крестьянину Илье из Мурома и Добрыне Никитичу, отразили процессы, связанные со становлением и расцветом Киевской Руси, когда жизнь вдали от столицы государства была наполнена множеством опасностей. Основной чертой былинных героев этого периода является любовь к родной земле. Они отличаются не только невероятной силой, благородством, храбростью, но и стремлением соблюдать все установленные обычаи.

Слайд 35

Слайд 36

Жил в Кижской волости крестьянин..

Слайд 37

Слайд 38

БЫЛИНЫ об Илье Муромце Первые подвиги Ильи Муромца. Илья Муромец и Калин царь. Святогор и Илья Муромец. Три поездки Ильи Муромца. Илья Муромец и Соловей Разбойник. Бой Ильи Муромца с сыном.

Слайд 39

Вам предложен план структурных частей былины. На его основе составьте цитатный план произведения. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Отъезд Ильи Муромца в Киев Победа в первом бою Рассказ черниговцев о Соловье-Разбойнике Встреча с Соловьём-Разбойником Победа Ильи Муромца Встреча Ильи Муромца с князем Владимиром Рассказ Ильи Муромца Сомнения князя Владимира Два приказа Соловью-Разбойнику Расправа с Соловьём-Разбойником

Слайд 40

Цитатный план 1. «Выезжал удаленький, дородный добрый молодец» 2. «…побил он эту силу всю великую» 3. «Сидит Соловей-Разбойник на сыром дубу» 4. «Засвистал-то Соловей да по-соловьему» 5. «Ему выбил право око со косицею» 6. «Тут Владимир-князь стал молодца выспрашивать» 7. «А я ехал-то дорожкой прямоезжею» 8. «Во глазах, мужик, да подлыгаешься» 9. «Засвищи-тко ты во полсвиста соловьего» 10. «И он срубил ему да буйну голову»

Слайд 41

С кем сразился Илья Муромец? Образ Соловья-разбойника ассоциировался у народа с главным врагом древних славян – татаромонгольской ордой.

Слайд 42

К какому фольклорному произведению близка по композиции былина? Сказка Былина Сходство: 1. И сказки, и былина существовали в устной форме. 2. Оба жанра существуют с древних времен. Различия: 1. Сказка - прозаический, художественный фантастический рассказ волшебного или бытового характера. 2. Главная черта сказки - вымысел. 3. Сказки создаются в прозаической форме. 4. Сказки «рассказывали». 1. Описание подвигов богатырей (былины называют героическим эпосом). 2. Былине не свойственна точная передача исторических фактов, она запечатлевает историческую реальность в обобщенных образах. 3. Былины обладают песенностихотворной формой. 4. Былины «сказывали» - пели или проговаривали в сопровождении гуслей.