Сказка дрозды и скворцы. Дрозды и скворцы Дрозды и скворцы

Цель: воспитание у детей чувства ответственности за судьбу птиц.

Расширить знания учащихся о перелетных птицах;

Вызвать желание заботиться о них;

Делать для них гнездовья;

Защищать от хищников и хулиганов.

Оборудование:

Таблицы “Перелетные птицы”;

Грамзаписи песен “Жаворонок”, “Соловей”;

Настоящие гнезда птиц: ласточки, вороны, мухоловки, трясогузки;

Таблица “Гнезда птиц”;

Шапочки с изображением разных птиц.

День птиц

Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело,
И в полях звенит ручей.
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла… (Весна)

Где ты, солнышко? Проснись!
Где ты скворушка? Вернись!
Сыпать снег зима устала.
Кап-кап-кап, весна настала.
- Кораблики по лужицам
Бегут, бегут, бегут
И травка зеленеет
Везде – и там и тут.
Теплу и солнцу рады
Березка и сосна.
Домой вернулись птицы
Домой пришла весна.

Солнышко.

Больше вниманья живым страницам,
Этих строк слушайте зов -
Сегодня мы их посвящаем птицам
Друзьям человека, полей и садов.

И кажется, весна сама в разведку
Послала птицу, и, пригнувши ветку,
Ей грач дорогу верную открыл (входит грач)
Грачи прилетели.

Чтец 2. Вслед за грачами прилетают скворцы. Первыми прилетают скворчихи, а за ними, через несколько дней самки- скворчихи. К их прилету самцы подыскивают скворечник, нередко выселив из домиков воробьев. Устроившись, скворушка с увлечением громко поет, поджидая подружку.

(Появляется скворец)

Скворец: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнаете? А тем, кто не узнал, разрешите представиться.

Я выступаю перед вами,
Как молодой весны гонец,
Я рад увидеться с друзьями!
Ну, а зовут меня … (Скворец)

Верно! Вы угадали. Я очень полезная птица, с которой вам надо сдружиться. Из года в год, из века в век, живу там, где живет человек. Селюсь рядом, слежу за его полем, садом, очищаю от вредных букашек, поедаю бабочек, жуков. И поэтому я скворец- молодец.

Стихотворение “Скворец

Скворец – заботливый отец.
Но чем унять скворчат?
Лишь выйдет из дому скворец,
Опять они кричат:
- Хочу букашку!
- Червячка!
- Давай комарика!
- Жучка!
- А мне бы до обеда
Хотя бы короеда!
Скворец – заботливый отец,
И все, что есть в меню,
Из рощи в дом несет скворец
И кормит ребятню.

Посмотрите в исполнении учащихся ___ класса сценку “Птицы, помогите!”.

Чтец 1. Порой почти одновременно со скворцами прилетают звонкие голосистые жаворонки.

Жаворонок.

На солнце темный лес зардел
В долине пар белеет тонкий
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий
Он голосисто с вышины.
Поет, на солнышке сверкая:
Весна пришла к нам, молодая,
Я здесь пою приход весны…

Прослушайте грамзапись песни жаворонка.

Сценки “Песни птиц”

Весной звонче всех белощекие синички поют, колокольчиками звенят. На разный лад и манер. У них так и слышится “Дважды два, дважды два, дважды два”. А другие бойко высвистывают “четыре, четыре, четыре”. С утра до вечера зубрят синички таблицу умножения “дважды два, дважды два – выкрикивают одни “четыре, четыре” - весело отвечают другие. Синички-арифметички.

Сорока. Ой, желна, что-то с филином нашим неладно! Каждую ночь стонет и охает! Уж не заболел ли, не простудился? То хрипит, то бурчит, то ворчит. Словно ежом подавился

Желна. Что ты, Сорока, что ты. Да это он самые свои нежные песни поет. Самые развеселые. Молчи уж, а то услышит еще, обидится. Тс-с…

А знаете ли вы, что Желна это черный дятел. (Грамзапись песни Желны)

Как-то в гости щегла трясогузка звала.
Приходи, куманек-щеголек
Очень важные гости придут ко мне
Пировать на высокой сосне.
Очень важные гости - ворона с совой!
Сами петь не умеют они.
Ты для них, куманек, ты для них щеголек,
Новой песней своей щегольни.
Но щегол не пошел. Нет - ответил щегол.
Не хочу я в гостях щеголять.
Лучше песню свою, вечерком я спою
Для своих дорогих щеголят.

Игра “Прилетели птицы! (Проводит ведущий)

Ведущий. “Я сейчас буду называть только птиц, но если вдруг я ошибусь и вы услышите что-то другое, то можно хлопать.

Начинаем:

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи… (Дети хлопают)

Ведущий. Что неправильно?

Дети. Мухи!

Ведущий. А мухи – это кто?

Дети. Насекомые.

Ведущий. Вы правы. Ну что ж, продолжим:

Прилетели, птицы:
Голуби, синицы.
Аисты, вороны,
Галки, макароны!

Дети хлопают.

Ведущий снова:

Прилетели птицы:
Голуби, куницы!
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,

Страусы, чижи…

Если дети не реагируют на страусов, один ноль в мою пользу. Ведь у страусов крылья почти полностью исчезли, и они летать не могут.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, Чижи,
Гаечки , стрижи,
Аисты, кукушки
Даже совки-плюшки

Дети хлопают, их надо спросить ПОЧЕМУ?

Прилетели птицы:
Голуби, синицы
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки.
Даже совки-сплюшки,
Лебеди, скворцы… Все вы молодцы!

Исполнить песню “У дороги чибис”.

У дороги чибис, у дороги чибис,
Он кричит, волнуется, чудак:
- А скажите, чьи вы?
- А скажите, чьи вы?
И зачем, зачем идете вы сюда?

Не кричи, крылатый,
Не тревожься зря ты,
Не войдем мы в твой зеленый сад.
Видишь мы - ребята.
Мы друзья пернатых,
Мы твоих, твоих не тронем чибисят.

Небо голубое,
Луг шумит травою,
Тут тропу любую выбирай!
Это нам с тобою
Всем нам дорогое -
Это наш родной, родной любимый край!
И когда цветет он,
И когда зовет он,
Мы уходим в дальние пути:
По степным широтам,
Через речки бродом
Всю страну, страну нам хочется пройти!

Ведущий.

С юга ласточки явились,
Прилетели к нам с весной,
Хлопотливо закружились
Над беседкой вырезной.
Тьить-вить - снуют проворно.
День-другой,еще денек -
И под крышею узорной
Вырос ласточкин домок

Разговор о птицах

Как-то Петя Борю встретил.
Стал хвалиться Боря Пете:
- Ух, я знаю много гнезд!
Знаю, где щегол, где дрозд,
Знаю, где живут сычи!
- Если знаешь - помолчи!
Не болтай!- заметил Петя.
Будь полезен им хоть этим.

Чтец 1. Гнезда у птиц самые разнообразные.

Иволга - самая яркая наша птица, подвешивает свое гнездо в развилке тонкой ветки, которая немного наклоняется под тяжестью птицы.

Чтец 2. Крапивник - делает из зеленого мха и сухих листьев папоротника.

Ремез – делает гнездо из растительных волокон и пуха ивы или тополя в виде сумки (рукавичка).

Чтец 1. Есть и норки зимородки, береговые ласточки в норках.

Грачи, вороны, галки - строят свои гнезда на деревьях из прутьев и сучьев.

Чтец 2. Есть птицы которые занимают дупла (дятлы, поползни, синицы, мухоловки).

Посмотрим сценки в исполнении учащихся ____ класса.

Терем-теремок, кто в тереме живет
Я, птичка!

Вот смешно! Птичка, а жить на земле устроилась в травке.

А я не простая птичка, я Пеночка, я живу на чистых местах, на зеленых лугах, травяных насекомых ловлю.

Тут у меня и стол, и дом. Где же мне еще гнездышко устраивать

Сценка “Заботливая”

Что же ты плачешь, Мухоловочка? Бедненькая.

Как же мне, Кукушечка, не плакать. Было у меня пять яичек. Осталось четыре. Сойка одно яичко утащила.

Ах, душегубка. Ах, негодница. Ах, мерзавка! Не плачь мухоловочка. Я помогу твоему горю. Я тебе свое яичко положу.

Нет, нет, нет. Прошлое лето одна кукушка помогла вот так же мне, так я всех своих деток лишилась. Вылупился кукушонок – злодей и всех моих деток из гнезда выкинул. Знаю я тебя помощницу, пролетай, пролетай.

Польза птиц

Ведущий. Чтобы выкормить своих птенцов.

Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков, улиток.

А кукушка за лето поедает до 270 тысяч крупных гусениц и майских жуков.

Сценка “Кукушка и пеночка”

Ты, чего, кукушка, головой трясешь, будто волоском подавилась?

Каким там волоском! Целая волосатая гусеница в горло попала.

Ах, ты бедная! Как не повезло-то тебе!

Это почему же не повезло? Я их волосатых-то, уже три десятка проглотила. Вот тридцать первую заглатываю. Вкусненькая такая, мохнатенькая.

Ведущий. Грач, следуя за плугом, способен уничтожить в день 400 червей, вредителей растений.

Сценка “Грачонок и жук”

Ну, Жук, прощайся с белым светом - сейчас я тебя съем! Скажи на прощанье, как хоть зовут-то тебя бедолагу?

Зовут меня, галчонок, Жук-могильщик!

Фу, гадость какая! От одного названия подавиться можно. А ну проваливай с глаз долой, не омрачай своей фамилией ясный день и мое веселое настроение.

Ведущий: О мухоловке известно, что она уничтожает в месяц не менее 25 тысяч мух и комаров, а они являютсяпереносчиками дизентерии, брюшного тифа и других болезней.

Сценка “Мухоловка и заяц”

Чего, Заинька, приплясываешь, чего, серенький, ушами потряхиваешь?

С горя, Мухоловочка, с горя! Комары после дождя вылетели – ни попить, ни поесть. А ты, чего подлетываешь, чего крылышками взмахиваешь?

От радости, Заиньки, от радости! Комары после дождя вылетели - самое время поесть!

Сценка “Ворон и Заяц”

Эй, Ворон!

Ты, меня, косой, что ли?

Так я не ворона, а Ворон! Не видишь, что ли? Ворона серая, а я черный. Ворона кричит “кра”, а я кричу “кру”, ворона деревенская, а я птица лесная, дикая.

Подумаешь, много разницы!

Если мало, так я еще скажу: ворона что ни попадя клюет, а я только мясо. Птичек, бывает, ловлю, зверюшек и вот таких зайцев, как ты.

Ой-ой,не буду больше, дяденька. Ворон! Все уже понял.

Сценка “Рябчик и соловей”

Люблю я весенние цветы, Соловей!

И я люблю, такие они красивые!

Да нет, соловей, не то.

Такие, они ароматные!

Да нет, не то.

Так что же это, коли не то?

Вкусные они, Соловей, очень. Особенно незабудки. Незабываемый вкус.

Охрана птиц

Мы хотим, чтоб птицы пели,
Чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы были голубыми небеса,
Чтобы речка серебрилась,
Чтобы бабочка резвилась
И была на ягодах роса.

Сценка “Воробей и синица” в исполнении класса

Угадай, Синица, какое у людей самое страшное оружие.

Э-Э, не угадала.

Опять не угадала.

Какое же тогда? Воробей.

Рогатка. Из пушки-то по воробьям не стреляют, а из рогатки - только успевай отскакивай. Я-то знаю, я-то стреляный воробей.

Стихотворение “Воробей”

Подходи, воробей,
Не робей!
Вижу, маленький ты,
Воробей!
Так ведь я же и сам - невелик,
В первый класс я хожу,
Чик-чирик!
Дурачок, я люблю воробьев!
На реке начинается клев -
Я сейчас накопаю червей
И с тобой поделюсь,
Воробей.

Стихотворение Ю.Шевчука

Не стреляй воробьев,
Не стреляй голубей,
Не стреляй просто так
Из рогатки своей!
Эй, малыш, не стреляй
И не хвастай другим,
Как без промаха бьешь
По мишеням живым.
Не стреляй!

Не дразните собак
Не дразните собак,
Не гоняйте кошек,
Не жалейте для птиц,
Ни зерна, ни крошек!
И тогда воробьи
Песенкой разбудят.
А царапать и кусать
Вас никто не будет!
Если очень шуметь
Около берлоги,
То придется потом
Уносить вам ноги.
И пчела просто так
Тоже не пристанет.
Ведь ни жалить, ни рычать
Зря никто не станет.
Ни к чему обижать
Бабочку на ветке,
Веселее в лесу
От ее расцветки.
Не пугайте жуков
С длинными усами,
И поверьте,что жуки
Вас не тронут сами!
Если вам по душе
Красота земная.
Берегите ее,
Устали не зная!
Непременно тогда
Станем мы друзьями…
А про кошек и собак
Пойте вместе с нами.

Пускай всегда такой обычай
У нас останется в стране -
Встречать любовно стаи птичьи,
Всем сердцем радуясь весне.

Пусть прилетят, чтоб торопливо
С утра до ночи хлопотать,
Я двум скворцам приют счастливый
Хочу до осени создать.

Быть может, им в чужбине снился
Мой дом среди ветвей густых.
Пусть русское гостеприимство
В краю знакомом встретит их.

Сценарий праздника «День птиц».

Учитель:

Сегодняшний праздник мы начинаем с песни о птицах, так как героями праздника являются те жители Земли, которые общаются между собой с помощью пения. Уже почти век, ученые всего мира традиционно отмечают 1 апреля Международный день птиц. В России День птиц появился в 1926 году. И эта традиция сохранилась и до сих пор.

Исполняется песня "Птички".

2. Пускай всегда такой обычай

В моей останется стране -

Встречай любовью стаи птичьи,

Всем сердцем, радуясь весне!

3. С этого времени ежегодно Союз охраны птиц России проводит акцию "Птица года". Так, в 1999 - отмечался год деревенская ласточка, в 2000 - большая синица, в 2001 - скворец, в 2004 - белый аист. А этот 2015год – год горихвостки. Горихвостка - птица, хвост у которой как будто горит. Сидит на зеленой ветке и помахивает ярким рыжим хвостиком с черными полосками и кричит: «Я здесь! Я здесь!» Горихвостки селятся в лесах, в парках и садах. Зимуют в Африке, в Европе. Места зимовок покидают только в конце марта, но летят быстро и уже в конце апреля возвращаются на Родину. И всем известно, что весна начинается с прилета птиц.

4. Всему на свете свой черед-

И следом за метелью

Нам позывные подает

Весна своей капелью.

5. Спешит весна, идет весна!

Она прекрасна и чиста!

Взмахнет рукой - и птицы прилетят.

И запоют, засвищут все подряд.

Кукушка скажет всем "КУ-КУ",

Прожить вам сколько на веку.

Медведь спросонья улыбнется,

Букашка милая проснется,

Зеленый шум, весенний гам-

Спешит весна навстречу к нам!

6. Я выступаю перед вами,

Как молодой весны гонец.

Я рад увидеться с друзьями!

Ну, а зовут меня скворец!

7. Скворец, очень полезная птица. Эта птица живет всегда рядом с жильем человека. Очищает от вредных букашек, жучков и других насекомых сады, огороды и поля. Первыми с юга весной прилетают скворцы- самцы. Они подыскивают скворечники, устраиваются и поджидают своих самок- скворчих.

8. Следом за скворцами прилетают звонкие голосистые жаворонки. Найдет жаворонок ямку в поле, - вот и гнездо готово. Позже в этих ямках появятся яички под цвет травы и хлеба. Жаворонки не только защищают поля от вредителей, но и прекрасные певцы.

9. А следующая гостья с юга, вам хорошо знакома.

С юга ласточка явилась,

Прилетела к нам весной,

Хлопотливо закружилась

Над беседкой вырезной

Вот она снует проворно,

День-другой, еще денек,-

И под крышею узорной

Вырос ласточкин домок.

Слышен писк и щебет птичий.

Кто там смотрит из гнезда?

Мчатся ласточки с добычей-

Малышам нужна еда!

За лето семья ласточек уничтожает около миллиона вредных насекомых.

10. Я весь день ловлю жуков,

Ем букашек, червяков.

Зимовать не улетаю.

Под карнизом обитаю.

Воробей летит с куста

На крыльцо родное.

Даже если мокрота-

Все вокруг родное.

Непогода. Не уют.

Шпарит дождь по следу.

А пошлите жить на юг-

Дудки! Не поеду!

Сценка «Этот случай был в апреле»

Учитель:

С юга скворушки летят. В новом доме жить хотят.

Но их домики бывают заняты. А занимают их воробьи. Посмотрите, как бывает.

Этот случай был в апреле.

С юга птицы прилетели

Тает снег, а воробья

выгоняют из жилья.

Скворец:

Убирайся вон, задира!

Должен жить здесь я – Скворец!

Воробей :

Ни за что! Моя квартира!

Я не временный жилец!

Я тут вьюги и мороз

Терпеливо перенес.

А сейчас под этой кровлей

Для семьи гнездо готовлю.

И не тронусь! Хоть убей!

Так решил я – Воробей!

Скворец:

Не упрямься! Мне в наследство

Этот дом достался с детства.

Вылетай, мой клюв остер…

А не то… (подбрасывает незаметно перышки)

Но тут во двор

Со скворечней Миша вышел

Быстро с нею влез на крышу,

Крепко-крепко привязал

И приветливо сказал!

Видеть вас обоих рад.

Охраняйте вместе сад!

Только Миша слез долой,

Воробьишка удалой

В новый дом переселился

И с соседом помирился. (Уходят.)

Исполняется песня "Чирик-чик-чик".

11. Лес охраняют не только лесники, но и птицы. Их много и они все разные. Каждая по- своему бережет свой дом. Вот, например, дрозды. Они выполняют очень важное задание: с помощью длинного клюва ловят опасных лесных вредителей, до которых другим птицам не добраться. А близким товарищем дрозда является следующая птица. Угадайте, кто?

12. В лесу, под щебет, звон и свист

Звучит лесной телеграфист!

"Здорово, дрозд-приятель!"

И ставит подпись "дятел".

13. Дятел- это лесной доктор. Он, ловко передвигается по дереву, долбит кору и длинным языком вытаскивает насекомых. Птица избавляет деревья от насекомых-короедов. Один дятел за день съедает до 750-900 короедов. Стучит дятел в лесу, значит будут уничтожены насекомые-вредители и лес будет жить.

14. А вот какой-то верхолаз прицепился к ветке. Из щелей в коре ловко вытаскивает гусениц. Очень проворная птичка. Это же синичка.

Спозаранок скачут птицы

По заснеженным ветвям-

Желтогрудые синицы

Прилетели в гости к нам.

15. Посмотришь на эту небольшую, размером с воробья птичку и подумаешь: ну что в ней особенного? Невзрачная, серенькая, только хвостик чуть рыжеват... А вечером или ночью приди сюда- остановишься как вкопанный, услышав ее песню. Это- соловей.

16. Лазает по веткам, как попугай; и лапами цепляется, и клювом, хоть вниз хвостом повиснет, хоть вниз головой- ему все равно. Он занят одним: вылущивает из шишек семена. Это клест.

17. Кукушка верный хранитель леса. Одна из самых полезных птиц. Интересно, что кукушка поедает таких гусениц, которых кроме нее другие не едят. За лето одна кукушка съедает до 270 тысяч крупных гусениц и майских жуков.

Солнцем залита опушка,

Разгорелся летний день,

А проказница кукушка

Куковать уселась в тень.

Где она- никто не знает,

На каком сидит суку.

В прятки с солнышком играет

И кричит ему "Ку-ку!"

18. Ночь, как смоль, черным - черна.

Серой птице не до сна:

Меж кустов, как тень скользит,

Караулит, кто не спит.

Ловит каждый шорох чутко,

А как крикнет - станет жутко,

Вздрогнет спящая трава.

Это ухает сова.

19. Длиннохвостая она

Со спины черным- черна

Брюшко белое по плечи

Стрекотанье вместо речи

Хоть кого увидит в миг

Поднимает стрёкот, крик.

Это - сорока.

Птичьи частушки.

(На сцену вылетает сорока . )

Внимание-внимание! В нашей школе сегодня Праздник птиц! Эй, сороки, давайте потрещим частушки!

1 сорока

Я веселая сорока.

Я сорока - белобока.

Я летала по лесам,

Побывала тут и там.

2 сорока

Мы веселые подружки,

Мы сороки- стрекотушки!

Пропоем для вас частушки

Очень замечательно!

А частушки не простые,

Небылицы - золотые.

Слушайте внимательно,

Хлопайте старательно!

1сорока :

К нам ворона прилетела

И на веточку присела.

В синих бусах и косынке -

Хороша, как на картинке!

2 сорока:

На березе сидит дятел

Книжку вслух читает.

Прилетел к нему медведь

Слушает, вздыхает!

1 сорока:

Под забором две кукушки

Жарили варенье

А скворцы варенье съели

Просто объеденье!

2 сорока:

Филин плохо видит днем,

Потому он с фонарем.

Он однажды простудился-

Теплый шарфик пригодился.

Сороки вместе :

Мы пропели вам частушки

Хорошо ли, плохо ли.

А теперь мы вас попросим,

Чтобы вы похлопали.

20. Кроме того, многие птицы- овсянки, зеленушки, щеглы и другие - склевывают семена сорняков, снижают засоренность полей.

21. А есть птицы- санитары. Вороны, галки, сороки, коршуны и другие, питаясь на свалках, очищают местность.

22. Игра со зрителями

А теперь, ребята, давайте поиграем! Знаете ли вы птиц? Вы должны хлопать в ладошки, если я назвала не птиц.

Прилетели птицы:

Голуби синицы,

Аисты, вороны,

Галки, макароны .

(хлопают в ладоши)

Прилетели птицы:

Голуби, синицы.

Мухи и стрижи

(хлопают в ладоши)

Прилетели птицы:

Голуби, куницы...

(хлопают в ладоши .)

Прилетели птицы.

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Галки и стрижи

Комары , кукушки.

(хлопают в ладоши .)

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

Чибисы, чижи,

Аисты, кукушки,

Даже совы- сплюшки,

Лебеди и утки –

Вот спасибо шутке!

Замечательно, друзья!

Знает птиц всех детвора! (Уходит.)

23. Птицы дороги нам не только потому, что приносят пользу, но и как украшение нашей чудесной Родины. Мы должны сделать все, чтобы наши пернатые друзья постоянно были в безопасности и чувствовали нашу заботу.

24. - А вот какой нехороший случай произошел в лесу!

Сценка: " Две синицы."

Ведущий

К нам на пёстрые страницы

Прилетели две синицы. Говорят:

1 синица

Стряслась беда!

2 синица

Прилетели мы сюда

Рассказать насчёт рогатки!

Мы от птиц! Мы делегатки!

Ведущий

Говорит одна синица:

1 синица

Что в лесу у нас творится!

Плачут птенчики в гнезде,

Помогите нам в беде!

2 синица

Птенчик мой так перепуган,

Не летает никуда,

Он уже летал над лугом,

Вился около гнезда.

А теперь всего боится,

Даже гусениц не ест,

Я хочу переселиться,

Улететь из этих мест.

1 синица

Я слыхала есть юннаты,

Но у нас в лесу их нет

Мальчик в майке полосатой

К нам является чуть свет.

2 синица

Если этот мальчик снова

Вдруг появится в лесу,

Я волнения такого

Не перенесу!

Ведущий

Тут у птиц мы разузнали

Кто же этот хулиган,

Оказалось это Алик

Восьмилетний мальчуган.

Это он в лесу украдкой

В малых птенчиков стрелял.

Вот он тут стоит с рогаткой.

Может, кто себя узнал? (на доске открывается изображение мальчика с рогаткой) - Нет ли ребята среди вас таких, которые стреляют в птиц из рогаток?

Помните крепко ребята:

Гнёзда нельзя разорять!

В птиц нельзя стрелять из рогаток!

Друзьям нужно помогать!

25. Пусть птицы нам поют без нот,

Пускай поют без слов.

Я знаю все, о чем поют

Щегол и реполов.

26. Поют на ветке соловей,

Малиновка и дрозд:

«Ты гнезда разорять не смей,

Не трогай птичьих гнезд!

Ты в наши гнезда не смотри,

Не становись на пни,

Яичек теплых не бери,

Зачем тебе они!

27. По небу весело скользя

Взлетят пернатые друзья.

И пропоют, чирикая:

«Спасибо вам, великое!»

Песня о птицах.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 241

« Детский сад комбинированного вида»

Сценарий урока на тему

«Весенняя история»

подготовили

Сакович Ольга Юрьевна,

по изодеятельности;

Рославлева Диана Анатольевна,

педагог дополнительного образования

по экологии

Кемерово 2013

Цель: создать радостное настроение; закрепить знания детей о весенних изменениях в природе; воспитывать бережное отношение к растениям и животным.

Оборудование: льдина из пенопласта, бабочки на шторах, мольберты, магниты.

Действующие лица: Белый Медведь, Весна, скворцы, кошка, воробей.

Ход мероприятия:

В зале на льдине сидит, пригорюнившись, Белый Медведь. Дети под музыку входят в зал.

Воспитатель: Ребята, мы с вами пришли на весеннюю полянку.

Весело аукнула

Из лесу весна.

Ей медведь откликнулся,

Проурчав со сна.

Поскакали зайки к ней,

Подлетел к ней грач.

Покатился ежик вслед,

Как колючий мяч.

Всполошилась белочка,

Глянув из дупла-

Дождалась, пушистая,

Света и тепла

Улыбнулся радостно

Весь прозрачный лес.

И мороз за елками,

Заворчав, исчез.

Л. Аграчёва

Воспитатель : Что ты здесь делаешь? Ведь живешь ты в царстве холода и снега. Как ты сюда попал?

Белый Медведь: Здравствуйте, ребята! Мою льдину унесло в открытое море и прибило к берегу. Теперь я не могу понять, где я? Не вижу ни снега, ни льда. У меня дома всегда зима и все кругом белое, а здесь все по-другому. Может вы, ребята, мне расскажете, где я оказался и почему вокруг все зеленое?

Воспитатель: Мишка, как ты попал на полянку, а зеленое все, потому что сейчас весна.

Белый Медведь Весна? Что это? Какая она?

Воспитатель: Сейчас увидишь.

(Звучит музыка, дети встают в хоровод, заходит Весна и танцует с детьми в хороводе).

Хоровод «Веснушка-Весна»

(см. журнал «Музыкальная палитра» №3, 2010)

После хоровода дети садятся на стульчики.

Весна: Я - волшебница весна.

Я луга и лес, и поле

Пробудила ото сна.

Подарила людям свет.

Слышала, что Белый Мишка попал к вам на полянку и хочет узнать что такое весна? Давайте расскажем и покажем. А начнем с загадок:

Рыхлый снег

На солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Значит,

К нам пришла...

(Весна)

Здесь на ветке чей-то дом

Ни дверей в нем, ни окон,

Но птенцам там жить тепло.

Дом такой зовут...

(Гнездо)

Он - Цветочный принц-поэт,

В шляпу жёлтую одет.

Про весну сонет на бис

Прочитает нам...

(Нарцисс)

Их в Голландии найдёте,

Там везде они в почёте.

Словно яркие стаканы,

В скверах там цветут...

(Тюльпаны)

Новоселье у скворца

Он ликует без конца.

Чтоб у нас жил пересмешник,

Смастерили мы...

(Скворечник)

Во время загадывания загадок Б.М. находит конструктор для постройки скворечника.

Белый Медведь: Что-то я нашел?

Весна: это детали для постройки дома-скворечника. Я предлагаю построить скворечники.

Белый Медведь: я тоже хочу построить дом.

Игра «Собери скворечник»

Ставятся 4 мольберта, к 3 выходит по 2 ребенка, а 4-му – Б.М. Для конструирования скворечника предлагаются заламинированные рисованные детали из картона: крыша, основа скворечника и окошко – все разной конфигурации (треугольное, квадратное, овальное и др. окно, основа и крыша) и структуры («под дерево», «под кирпич» и др.). Все детали прикрепляются к мольберту с помощью пластилина. Для Б.М. сделать окно со шторами и ставнями, трубу. Б.М. собирает себе дом с трубой и окном со шторами и ставнями, т. е. допускает ошибки. Затем дети их исправляют, объясняют, что такое скворечник.

Белый Медведь: Как жаль, что скворечник – это птичий дом, а я бы в нем пожил.

Весна: Мишка, давай посмотрим, кто поселится в наших домиках.

Сценка «Скворцы и воробей»

Выходят Сережа и Кузьма.

Кузьма: Мы два друга – столяра,

Он – Сережа, я – Кузьма.

Серёжа: За работу нам пора-

Строить скворушкам дома.

Вместе: С юга скворушки летят

В новом доме жить хотят.

Строим скворушкам дома (строят)

Не дома, а терема.

Это дело наших рук-

Тук-тук-тук, тук-тук-тук!

Ставят скворечники.

Серёжа : Правда, славные дома?

Ну, пойдем домой, Кузьма! (уходят)

Под музыку появляется воробей:

Воробей: Новый домик?

Кому? Скворцам?

Нет его займу я сам.

Я скворцам, я скворцам

Этот домик не отдам!

Чик-чирик! Чик-чирик!

В новый домик прыг-прыг!

Музыка, прилетают скворцы:

Скворцы: Мы домой вернулись снова

Все ли здесь для нас готово?

Где бы нам сейчас присесть?

Где попить и где поесть?

Увидели дома: Нам построили дома,

Не дома, а терема.

Серёжа : Прилетели! Прилетели!

Прилетели к нам скворцы!

Кузьма : Побежим-ка за едой-

За зерном и за водой (убегают и быстро возвращаются).

Вместе: Вот вам, скворушки, еда (насыпают зерно, ставят воду).

Серёжа : Вот зерно!

Кузьма : А вот вода! (уходят)

Скворцы: Нам построили дома,

Не дома, а терема!

Перебивают друг друга: Этот домик будет твой!

А этот мой!

Весна: Тише, тише, не толпитесь,

Живо в пары становитесь,

Я сейчас вперед пойду,

По домам вас разведу.

Пару первую веду,

Первой паре дом найду.

Скворцы 1й пары: Мы идем, мы идем,

Мы въезжаем в новый дом.

До чего же дом хорош,

Лучше дома не найдешь (прячутся в скворечнике).

Весна 2й паре: Вас теперь я поведу,

Вам я тоже дом найду.

Скворцы 2й пары: Мы идем, мы идем,

Мы въезжаем в новый дом.

До чего же дом хорош,

Лучше дома не найдешь (прячутся в скворечнике).

Весна: Третью пару я веду,

Третьей паре дом найду.

Скворцы 3й пары: Мы идем, мы идем,

Мы въезжаем в новый дом.

Воробей выглядывает из скворечника:

Вы чего кричите тут?

Здесь жильцы уже живут.

(передразнивает скворцов) До чего же дом хорош,

Лучше дома не найдешь!

Скворцы 3й пары: Уходи, воробей.

Воробей: Не уйду, хоть убей!

Скворцы: Убирайся сейчас, дом построили для нас!

Воробей: к дому я уже привык

Чик-чирик, чик-чирик! (прячется в домике)

Скворцы 3й пары:

Где теперь мы будем жить? (плачут)

Весна: Коль случается беда,

Не тужите никогда.

Зовет скворцов:

Скворцы окружают Весну, сыплют на землю зерно и поют:

Воробей, выходи,

Воробей, погляди-

Тут насыпано зерно,

Очень крупное оно.

Воробей (выглядывает) : Ну-ка, дайте-ка взглянуть.

Нет, меня не обмануть! (прячется).

Скворцы 3й пары: Что нам делать? Как нам быть?

Где теперь мы будем жить?

Весна: Вешать нос в беде не нужно!

Все ко мне, слетайтесь дружно!

Скворцы слетаются, ставят миску с водой и поют:

Воробей, выходи,

Воробей, погляди!

Воробей, лети сюда.

До чего ж вкусна вода!

Воробей (выглядывает) : Ну-ка, дайте-ка взглянуть.

Нет, меня не обмануть! (прячется).

Скворцы 3й пары: Что нам делать? Как нам быть?

Где теперь мы будем жить?

Весна: Знаю, как беде помочь,-

Воробья прогоним прочь!

Весна куда-то уходит, возвращается с большим «червяком». Скворцы делают из веревки петлю, раскладывают ее на земле, а в середину кладут «червяка».

Все: Воробей, выходи,

Воробей, погляди.

Здесь лежит червячок,

Очень вкусный бочок.

Воробей (выглядывает) : Ну-ка, дайте-ка взглянуть…

Эх, попробую чуть-чуть (вылетает из домика).

Скворцы: Воробей. Воробей

Зерна клюй, воду пей

И червяк так хорош!

Воробей «клюет червяка», скворцы в это время затягивают петлю.

Скворцы: Ну, теперь не уйдешь!

Воробей: Что пристали к воробью?

Я пожалуюсь грачу,

Я вас всех сейчас побью

Я вас всех поколочу!

Скворцы: Тише, тише, воробей.

Зерна клюй, воду пей,

Вот тебе червячок-

Очень вкусный бочок.

Ты полакомься немножко.

Появляется кошка.

Все: Кошка! Кошка! Кошка!

Скворцы улетают. Воробей прыгает на одной ноге, пытается вырваться из петли. Кошка подкрадывается к нему. Воробей от страха замирает на месте.

Кошка (льстиво): Что ж не скачешь, воробей?

Утомились ножки?

Кошка (злорадно): Что, попался, воробей?

Прямо в лапы кошке?

Ты мне очень нужен,

Нужен мне на ужин!

Воробей: Ой, сейчас погибну я.

Ой, спасите воробья!

Кошка съест меня живьем…

Скворцы: Поможем! Выручим! Спасем!

Скворцы освобождают воробья из петли. Вместе все «разлетаются». Кошка прыгает на место, где был воробей.

Кошка: Ах, какая неудача!

Неудача, ну и что ж!

Не заплачу, не заплачу-

Воробей не так хорош,

Тощий он, в нем мясо мало-

Я бы есть его не стала (уходит).

Воробей и скворцы «слетаются» снова.

Воробей: Ну, друзья, спасибо вам.

Домик ваш я вам отдам.

Я прошу у вас прощенья,

Я уйду из помещенья.

Скворцы: Ты скворцов не забывай

Ты к нам в гости прилетай.

Воробей: Не забуду, прилечу!

С вами в дружбе жить хочу! (улетает)

Весна: А теперь домой, скворцы.

Занимайте дом, жильцы!

Скворцы встают сзади «домиков» и поют:

За отличные скворечни

Мы ребят благодарим.

Всем ребятам, всем ребятам

Мы спасибо говорим.

Во время сценки Белый Медведь ходит с лупой и что-то рассматривает.

Весна: Миша, что ты там делаешь? Что у тебя в лапах?

Белый Медведь: Нашел какой-то предмет, очень странный. Через него все видится очень большим. Ребята, вы не объясните, что это такое? (объяснения детей)

Весна: Мишка, через лупу можно увидеть много интересного в природе. Например, не нашей полянке есть животные, которые настолько маленькие, что их трудно разглядеть и лупа в этом помогает.

Игра «Найди насекомое»

В зале на деревьях, среди цветов спрятаны разные насекомые, птицы, звери. 4 ребенка ищут только насекомых, а Б.М. помогает, но находит ежика, зайца, птиц.

Белый Медведь: Нашел! Нашел! Посмотрите, какое насекомое с длинными ушами, а вот еще с перышками.

Весна: Нет, мишка, это не насекомые, это звери и птицы. Ребята, покажите каких насекомых вы нашли и расскажите, как отличить насекомых от других животных.

Белый Медведь: Теперь я понял, что такое весна. Пока я все слушал и смотрел, мне захотелось ее нарисовать (берет краски с льдины) . Вот сколько красок у меня есть, но я не знаю как ими можно нарисовать весну? Я рисовал только снег и лед, холодное море. Можно этими же красками нарисовать весну? (нет)

Игра «Подбери краски»

Дети выбирают краски холодных и теплых оттенков.

Весна: Но весну можно не только нарисовать, но и слепить. Я предлагаю слепить весенние цветы.

Проводится лепка.

Белый Медведь: Спасибо вам, ребята! Теперь я знаю, что такое весна. Мне пора возвращаться домой.

Воспитатель: И нам пора. До свидания, Мишка! А с весной мы встретимся через год.

Дети уходят в группу.

Список использованной литературы:

    Вакуленко, Ю. А. Воспитание любви к природе у дошкольников: экологические праздники, викторины, занятия и игры [текст]/ Ю. А. Вакуленко. – Волгоград: Учитель, 2008. -157 с.

    Волчкова, В. Н., Степанова, Н. В. Конспекты занятий в подготовительной группе детского сада. ИЗО [текст]. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова. - Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2008. – 95 с.

    Зенина, Т. Н. Экологические праздники для старших дошкольников [текст]. Учебно-методическое пособие /Т. Н. Зенина. – М.: Педагогическое общество России, 2008. -128 с.

    Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная группа [текст]/ И. А. Лыкова.- М.: Карапуз, 2010. -208 с.

    Попова, Т. И. Мир вокруг нас. Материалы комплексной программы культурно-экологического образования и нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста [текст]/ Т. И. Попова. – М.: LINKA -PRESS, 1998. – 192 с.

    Журнал «Музыкальная палитра» №3, 2010

Входят двое, держась за руки, и садятся на лавочку.

ОНА: Милый, ты только послушай, как поют скворцы.

ОН: Замечательно поют. Только это не скворцы, а дрозды.

ОНА: Ну, какие же это дрозды, это же скворцы.

ОН: Да нет, дорогая, я точно знаю. Это самые настоящие дрозды.

ОНА: Нет, это скворцы, так петь могут только скворцы.

ОН: Ну, хорошо, если ты хочешь, чтобы это были скворцы, хотя это самые настоящие дрозды, то это будут скворцы.

Входит Она и садится.

ОНА: Сегодня у нас годовщина свадьбы. Кажется, мой милый собирается мне что-то подарить.

Тут появляется Он, жестами показывая, что держит в руках клетку. Затем во время спора они вырывают клетку друг у друга из рук.

ОН (входит): Дорогая, ты помнишь, как мы когда-то слушали с тобой в парке дроздов? Так вот, я решил их тебе подарить.

ОНА: Ой, какие замечательные скворцы!

ОН: Да не скворцы это, а дрозды!

ОНА: Скворушки...

ОН: Дорогая, на этот раз это все-таки будут дрозды.

ОНА: Но я же лучше знаю, что это скворцы, я их с детства на речке слушаю.

ОН: Нет, я покупал дроздов, значит это дрозды!

ОНА: Нет, это скворцы!

ОН: Дрозды!

ОНА: Скворцы, скворцы, скворцы (всхлипывает)

Тут она бросает клетку на пол, а он смотрит, как разлетелись птицы. Она уходит.

ОН: Ну, вот! Из-за каких-то дроздов...(уходит)

Она и она входят и садятся.

ОН: Вот уже два года мы вместе. А помнишь, как год назад мы с тобой поссорились из-за такой глупости?

ОНА: Из-за скворцов? Помню, конечно.

ОН: Да, из-за дроздов. Вот глупые, правда? Из-за каких-то дроздов!

ОНА: Ну, ты опять путаешь, это были скворцы.

ОН: Да, нет, это были дрозды, ну согласись же, ведь это уже не так важно.

ОНА: Конечно, не важно, скворцы есть скворцы!

ОН: Ты опять за свое, это были дрозды.

ОНА: Скворцы!

ОН: Дрозды!

ОНА: Скворцы!

ОН: Дрозды!

Входят он и она. Она в платочке, он - с палочкой.

ОНА: Дорогой, а ты помнишь, как мы когда-то молодыми гуляли в этом парке?

ОНА: Я говорю, ты помнишь, как мы когда-то гуляли в этом парке?

ОН: Конечно, помню. Тут еще пели эти, дро.... птички!

ОНА: А, ты вспомнил этих, как их? Скво... птичек.

ОН: Птичек, птичек. (уходят)

Сидели как-то двое влюблённых на берегу озера. Вдруг над ними звонко запели две птицы. Юноша и девушка прислушались.

– Ты хотел сказать скворцы, – правда?

– Конечно, скворцы, если тебе так больше нравится, -сказал юноша.

Разве кто-нибудь на его месте ответил бы иначе?

– Нет-нет, – быстро сказала девушка. – Раз ты говоришь, что это дрозды, пускай будут дрозды.

Тут они взглянули друг на друга и забыли и о дроздах, и о скворцах, и обо всём на свете.

Скоро влюблённые поженились и зажили душа в душу.

Прошёл ровно год со дня их свадьбы. Ради такого праздника жена решила испечь пирог. Пока пирог пёкся, муж отправился выпить стаканчик-другой виноградного вина. Но едва он дошёл до винной лавки, как навстречу ему попался старик, весь увешанный клетками, в которых на тоненьких жёрдочках прыгали разноцветные птицы.

«Вот кстати, – подумал муж. – Обрадую жену, куплю ей подарок».

И он крикнул:

– Эй, птичий хозяин, что просишь за пару птичек в зелёной клетке?

Птички стоили четыре сольди. Но продавец ответил:

– Шесть сольди, синьор. На то он и был продавцом.

– Два сольди, – сказал муж.

На то он и был покупателем. Сошлись, конечно, на четырёх.

– Берите, синьор, эти птички принесут в ваш дом счастье, – сказал продавец, передавая клетку мужу.

Муж взял клетку, выпил стакан вина и пошёл домой.

Тем временем жена чисто убрала в доме и нарядилась в своё лучшее платье. Тут и пирог поспел. Только она поставила его на стол, как муж открыл дверь и крикнул с порога:

– Посмотри, жёнушка, какой я принёс тебе подарок. Не правда ли, замечательные дрозды?

– Замечательные, – ответила обрадованная жена. – Только это не дрозды, а скворцы.

– Нет, дрозды! – заспорил муж.

– Нет, скворцы! – заспорила жена.

– Дрозды! – стоял на своём муж.

– Скворцы! Скворцы! Скворцы!!! – затопала ногами жена.

– Ах, раз скворцы, так пойду продам моих дроздов на базаре! – закричал выведенный из терпения муж.

Тут жена вцепилась в клетку.

– Скворцы не твои, а мои! Ты мне их подарил.

– Но я подарил тебе дроздов, – ответил муж и рванул клетку к себе.

Клетка затрещала и развалилась. Птички выпорхнули в окно и улетели. Жена громко заплакала от огорчения.

– Зачем ты упустил моих скворцов! – закричала она.

– Если бы не ты, дрозды не улетели бы! – закричал муж.

Помирились они только к вечеру, когда кончился праздничный день – годовщина их свадьбы.

Триста шестьдесят четыре дня они не могли нарадоваться друг на друга.

Пролетел год, наступила вторая годовщина свадьбы.

На этот раз муж подарил жене букет цветов. Жена поставила цветы в воду, поцеловала мужа, а потом они сели за праздничный стол.

– А помнишь, – сказала улыбаясь жена, – как год тому назад мы поссорились из-за сущего пустяка – из-за пары скворцов?

– Ужасно глупая ссора, – ответил муж. – Но всё-таки, дорогая жёнушка, то были не скворцы, а дрозды.

– Скворцы! – сказала жена.

– Дрозды! – сказал муж.

– Нет, скворцы! – заспорила жена,– Нет, дрозды! – заспорил муж. И всё началось сначала.

Так у них и повелось: весь год живут в полном согласии, а настанет годовщина свадьбы – непременно поссорятся.

Время в сказке проходит быстро. У жены появились морщинки вокруг глаз, у мужа засеребрились виски.

В двадцатую годовщину свадьбы жена сказала мужу:

– Сегодня я не стану печь пирог. День такой хороший, пойдём погуляем.

Они вышли из дому и пошли куда глаза глядят. Шли, шли и пришли к тому самому озеру, к тому самому месту, где сидели двадцать лет назад.

– Отдохнём? – спросил муж.

– Отдохнём, – ответила жена.

И они сели под тем самым деревом. Вдруг над их головами запели две птицы. Может, и не те самые, но точно такие же.

– А помнишь, – сказала жена, – как перед нашей свадьбой мы слушали здесь с тобой скворцов птичек?

– Разве я могу забыть таких чудесных дроздов птичек! – ответил муж.

Они посмотрели друг на друга и засмеялись. Оказалось, что не так уж трудно, чтобы жена уступила мужу, а муж уступил жене.

С тех пор они никогда не ссорились, даже в годовщину свадьбы.