Профессиональное самоопределение. Что такое профориентация Что профессиональное определение

Проф…

Проф…

ПРОФ… (неол.). Сокращение, употр. в новых сложных словах в знач.: 1 ) профессиональный (в 1 и 2 знач.), напр. профобразование, профболезни; 2 ) профсоюзный, напр. профбилет, профработа, профактив, профаппарат, профделегат, профдисциплина.


Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .


Смотреть что такое "проф…" в других словарях:

    проф. - проф. профессор Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника, 1997. 527 с. проф. профиль проф. профсоюзный организация проф … Словарь сокращений и аббревиатур

    проф - а, м. professeur m. студ. Профессор. Угревшись под чтение то ли стихов, то ли прозы. поочередно поругивали авторов: начинали доценты и юные профы. Форш Сумасш. корабль 112. Кого встречаем то? Какой вагон? Вон этот, что ли, проф? В драных джинсах? … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (нов.). Сокращение, употр. в новых сложных словах в знач.: 1) профессиональный (в 1 и 2 знач.), напр. профобразование, профболезни; 2) профсоюзный, напр. профбилет, профработа, профактив, профаппарат, профделегат, профдисциплина. Толковый словарь … Толковый словарь Ушакова

    Проф. профессор, профессиональный Культурология. XX век. Энциклопедия. 1998 … Энциклопедия культурологии

    Проф... I Начальная часть сложных слов, вносящая значение слова: профессиональный (профвредность, профгигиена, профобразование и т.п.). II Начальная часть сложных слов, вносящая значение слова: профсоюзный (профактив, профбилет, профсобрание и… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Проф... Первая часть сложных слов со: 1) относящийся к профессии, профессиональный, напр. профобразование, профориентация, профотбор, профтехучилище; 2) относящийся к профсоюзу, профсоюзный, напр. профактив, профбилет, профделегат, профработа,… … Толковый словарь Ожегова

    проф - проф... первая часть сложных слов, пишется слитно … Русский орфографический словарь

    ПРОФ... Первая часть сложных слов. 1. Обозначает отнесённость к профсоюзу, профсоюзной работе; профсоюзный. Профактив, профбилет, профбюро, профдвижение, профлидер, профработник. 2. Обозначает отнесённость к профессии; профессиональный.… … Энциклопедический словарь

    профіль - (фр. контур, абрис) 1. Один або кілька архітектурних обломів. 2. Контур перерізу архітектурної форми; має місце: профіль вулиці контур поземної частини поперечного перерізу … Архітектура і монументальне мистецтво

Книги

  • Маркетинг: Учебное пособие. Под ред. проф. Синяева И. М. , Под ред. проф. Синяева И.М.. В учебном пособии сформулированы теоретические, методологические и практические аспекты рыночного участия с использованием инструментов маркетинга. Для теоретического осмысления маркетинга…
  • Контроллинг промышленного предприятия: Учебник. Фалько С. Г., Иванова Н. Ю., Грачев И. Д. Под ред. проф. А. М. Карминский , Фалько С.Г., Иванова Н.Ю., Грачев И.Д. Под ред. проф. А.М. Карминский. Контроллинг промышленного предприятия: Учебник. Фалько С. Г., Иванова Н. Ю., Грачев И. Д. Под ред. проф. А. М. Карминский ISBN:978-5-8199-0549-4…

Профессиональная пригодность – это перечень личных качеств человека , которые помогают в совокупности отнести его какой-либо конкретной профессии. Определение профессиональной пригодности является очень важным этапом в становлении личности, поскольку работа по наиболее подходящей человеку профессии – существенно повышает эффективность его труда.

Обычно, качества человека, относящие его к профессии, формируются прижизненно, и имеют достаточно большой диапазон. В вопросе же определения конкретной области для труда, время адаптации в первую очередь существенно зависит от природных данных человека, а также собственной мотивации и начальной подготовки к профессиональной деятельности.

Сама по себе пригодность к специальности хоть и берёт своё начало из перечня личных качеств человека, но ни в коем случае не является врождённой чертой, поэтому развить её до совершенство абсолютно под силу любому человеку самостоятельно.

Если рассматривать данное явление с психологической точки зрения , то оно представляет собой общую совокупность психофизических и психологических черт человека. При условии труда человека по профессии, к которой он пригоден, психологи отмечают эффект удовлетворения от дела, которым занимается индивид как обязательный постфактум в доказательство того, что он занят правильной работой.

К некоторым профессиям, если в личности нету изначального набора необходимых для работы в данной отрасли психофизических данных, профессиональная пригодность может не развиться вовсе . Такое явление является частым для специфичных профессий, таких каких как учитель или медик. Поскольку не каждый человек имеет достаточную выдержку для работы по профессии учителя, чаще всего пригодность людей к таким профессиям называют призванием.

По принадлежности к профессиональной деятельности люди формируются в сообщества и группы занятых в одной трудовой отрасли. Из чего можно сделать вывод, что выбрать профессию — это не только сделать шаг к определённой трудовой деятельности, но также и войти в группу людей, с похожими или же идентичными тебе интересами и целями.

На данный момент в России общее количество профессий насчитывается более 6000 , что одновременно обескураживает, но и даёт поле для размышлений и широкого выбора той отрасли, в которой ты можешь проявить себя лучше всего, и того – в каком трудовом коллективе ты хочешь работать.

Из-за огромного количества специальностей, экспертами по профессиональной ориентации было принято решение разделить их на типы и классы профессий. Под типами профессий подразумевается то, с чем человеку придётся иметь дело при работе в той или иной отрасли, всего основных типов пять.

Класс профессии выражает характер труда и требований, предъявляемых к человеку, выполняющему его.

Чтобы безошибочно выбрать профессию, нужно определиться в трёх основных аспектах.
Первой задачей будет выявить интересы и склонности к какой-либо профессии , поскольку в первую очередь человек который работает по интересной ему специальности стремиться не к результату работы как к самоцели, а к удовольствию от её выполнения.

По этому какой бы хорошей не была профессия, если у личности нет сильного желания работать по ней, это не принесёт ему должного удовлетворения от работы , а превратиться со временем в надоедливую рутину.

Вторым шагом будет оценка профессионально важных качеств . В первую очередь это способности и умения выполнять необходимые конкретно для этой профессии задачи. Так же не маловажный фактор при выборе профессии — это здоровье и имеющаяся квалификация.

Последним же третьим шагом будет анализ рынка труда и выявление потребности в определённых кадрах , поскольку в наше время стало не так трудно определить профессию, как найти работу по ней, по этому перед тем как делать финальный шаг к решению в какой отрасли трудиться – необходимо найти работодателей, которые предложат в будущим вам вакантные для трудоустройства места.

Только пройдя все три указанных шага и получив на них положительные ответы, соответствующие выбранной профессии, можно быть уверены, что профессиональная ориентация прошла успешно , и вы в будущем, когда необходимо будет устраиваться на работу и заниматься определённой трудовой деятельностью на протяжении длительного времени, без труда сможете это сделать, она со временем не надоест, а наоборот, вы будете получать от неё удовольствие, ведь что может быть приятнее, чем заниматься любимым делом!

Виды профориентационных тестов

Основным, что может помочь сделать выбор в направлении той или иной профессии, является профориентационные тесты , их главная задача заключается в определении склонностей и способностей подростков или же взрослых людей к определённым профессиям.

Зачастую такие тесты на выборы профессии чаще всего применяются во время обучения в различных учебных заведениях, направляя человека со школьной скамьи в правильном и интересном для него направлении.

Взрослые люди прибегают к тестам по профессиональной ориентации чаще всего в случае необходимости смены вида своей рабочей деятельности. Так же множество компаний при принятии кандидатов на работу, так же проводят для них профориентационный тест, делая это на столько профессионально — что иногда соискатель даже и не предполагает, что над ним проделали такого рода тестирование.

Рассмотрим несколько известных профессионально ориентирующих теста для людей, желающих сменить, либо же определиться со своей профессией. Первым тестом будет «Профмастер» , данный тест был разработан специально для России, и рассчитан на очень обширный возрастной контингент. Сам тест имеет в своём составе две части, и имеет 110 вопросов, на которые предлагается ответить за 30 минут.

Тест «Гуманитарий – Технарь» также является очень известным, основная его задача которую можно понять из названия заключается в определении какая направленность в личности является доминирующей (техническая или гуманитарная).

Опросник «За Против» — этот тест направлен большей частью на взрослую аудиторию, и его основной задачей является стимулирование начала размышлений взрослого человека над проблемами его профессионального выбора.

В качестве заключительного теста хочется предложить «Изучение факторов привлекательности профессии» , данный тест очень хорошо помогает провести анализ того, что привлекает и отталкивает в каждой предложенной профессии. Данный тест обширно используется как взрослыми людьми, желающими изменить направление своей деятельности, так и подростками в учебных заведениях, которые имея на примете несколько профессий сравнивают их друг с другом выбирая самую привлекательную для них.

Самый главный вывод, который можно сделать из всего обширного списка тестов и методик, которые предлагаются людям в современном обществе, это то, что профориентационный тест является важным шагом при выборе профессии . От правильно выбранной профессии в последствии работа по ней у выбравшего её человека будет строиться легко, что будет являться мотивирующим фактором для того, чтобы вкладывать в свою работу душу и силы, отдаваясь ей полностью.

Как проверить профпригодность человека? Ответ на вопрос — на видео.

Молодым людям постоянно твердят: ищите себе профессию по душе. И эти слова подтвердит любой зрелый человек - только занятость, к которой есть внутреннее стремление, позволяет получать удовлетворение от работы, мотивирует на новые высоты и профессиональное саморазвитие. Но как ее найти? Самый простой и доступный способ - определить профессиональный тип личности. Для этого нужно пройти один из несложных тестов, доступных сегодня в печатных справочниках, Интернете, мобильных приложениях. Ими может воспользоваться не только молодой человек, но и специалист, к примеру школьный психолог.

Личность и профессия

Прежде чем перейдем к профессионально-ориентированным типам личности, рассмотрим, что такое профессия именно в психологическом плане. Здесь авторитетны суждения отечественного ученого Гуревича К. М. Он утверждал, что профессия - это объективная и регламентированная организация деятельности личности. Требования, которые она предъявляет к человеку, налагают печать на весь образ его жизни.

Для одного профессионального типа характерны общие цели и задачи, условия труда, быта, пути продвижения по карьерной лестнице и самореализации. На этой основе вырабатываются схожие манеры поведения и общения, а также интересы и жизненные установки, ценности и традиции. К чему это приводит в итоге? У людей схожих профессий формируются схожие психологические черты и особенности. Влияет профессия также на развитие определенных черт памяти, внимания, особенностей мышления и проч.

Важные исследования ученых

Профессиональные типы личности были предметом исследования многих заметных ученых. К их числу относятся следующие:

  • К. М. Гуревич.
  • М. Я. Басов.
  • А. Ф. Лазурский.
  • Дж. Холланд.
  • Э. Шпрангер.
  • Ле Сенн.
  • А. Сцонди.
  • Э. Ро.
  • Д. Гилфорд.
  • А. А. Бодалев.
  • Э. С. Чугунов.

Некоторые исследования и классификации мы рассмотрим подробно.

Тест Голланда

Самое распространенное определение профессионального типа личности - Голланда (Дж. Холланда), американского психолога. Тест помогает выявить личностные характеристики, которые будут оказывать непосредственное влияние на дальнейшую трудовую деятельность, взаимодействие с коллективом.

Профессиональные типы личности по Дж. Голланду - это шесть разновидностей:

  1. Реалистическая. Это яркая энергичная личность. Выделяется агрессивным поведением, необщительностью в коллективе. Стремится к работе над конкретными материальными объектами. Отличается выдающимися математическими способностями и моторной ловкостью. Люди этой категории - замечательные инженеры, строители, механики, агрономы.
  2. Исследовательская. Для этой личности характерен основополагающий познавательный дух. Это любопытный, креативный, оригинальный, независимый человек с аналитическим складом мышления. В его сознании будут доминировать теоретические ценности. Стремится к решению задач, требующих развитого абстрактного мышления, интеллектуальных усилий. Личностям-исследователям Дж. Голланд рекомендует посвятить себя биологии, астрономии, физике, химии и иным точным наукам.
  3. Социальная. Стремления личности главным образом направлены на внешнюю среду. Более ей по душе эмоциональная и чувственная деятельность. Активные социальные контакты необходимы для такого человека. Он не скрывает своего желания поучать и воспитывать. Для личности характерны развитые Желательное поле деятельности для таких людей - медицина, образование, социальная работа.
  4. Конвенциальная. А для этого типа личности характерна явная тяга к четко структурированной деятельности. Человек консервативен, практичен, любит конкретику. Отличается развитыми математическими способностями. Голланд рекомендует людям такого типа обратить внимание на сферу финансов и бухгалтерского учета.
  5. Артистическая. Эта личность более всего стремится к самовыражению. У нее ярко проявляются эмоции, развито воображение и интуиция. Этот человек независим и оригинален в своих решениях. Мнение общества никогда не стоит на первом месте. Моторные и вербальные способности у него развиты на "отлично". Естественно, такой личности прямо показана творческая деятельность - музыка, кинематограф, театр, писательское поле и проч.
  6. Предприимчивая. Прежде всего эту личность характеризует инициативное поведение. Ее интересуют только те цели, для достижения которых она может проявить свой энтузиазм, импульсивность, энергичность. Этот человек более всего стремится к доминированию и власти, достижению вершин. Предприимчивая личность пробует себя в бизнесе. Также для нее рекомендованы общественная и политическая деятельность, менеджмент (руководящие должности), юриспруденция.

Вот и все шесть профессиональных типов личности Холланда. Ученый в своей классификации уделял большое внимание окружению тестируемой личности на будущем месте работы. Он считал, что окружающая группа - основополагающий фактор для удачного построения карьеры. Как вы видите, опросник позволяет определить профессиональный тип личности на основе многих факторов. Это характер, интеллектуальное развитие, темперамент, интересы, а также степень их выраженности.

Классификация Шпрангера

Свои профессиональные типы личности предложил немецкий философ и психолог Э. Шпрангер. Ученый также разделял всех трудящихся на шесть категорий:

  1. Человек теоретический. Личности, тяготеющие к теории, а не к практике. Любят анализировать проблемы, искать ответы на вопросы.
  2. Человек экономический. Для личности на главном месте - полезность и практичность трудовой деятельности.
  3. Человек эстетический. Не представляет повседневную работу без искусства, созерцания прекрасного.
  4. Человек социальный. Главный объект его внимания - окружающие люди. Любит помогать, консультировать, обучать.
  5. Человек политический. Видит смысл своей жизни в постоянной борьбе, пути к непокоренным высотам, обретению власти.
  6. Человек религиозный. Находит себя в духовной жизни.

Классификация Сцонди

Продолжаем рассматривать научные взгляды на профессиональный тип личности. Интересна тут позиция итальянского психолога А. Сцонди. В разработке своей классификации ученый опирался на представления Зигмунда Фрейда. При выборе профессии он считал основополагающими подсознательные импульсы личности.

С этой точки зрения, можно выделить восемь типов личности:

  1. Гомосексуальный.
  2. Садистический.
  3. Истерический.
  4. Эпилепсический.
  5. Депрессивный.
  6. Маниакальный.
  7. Кататонический.
  8. Параноидальный.

У каждого типа своя характеристика, а также рекомендованные для нее профессии. Например, личности-садисты - это жестокие, властные, агрессивные люди, обладающие к тому же внушительной физической силой. Для них рекомендована работа шахтера, дрессировщика, ветеринара, хирурга.

Такое определение профессионального типа личности сегодня непопулярно. Ведь тут будущая работа считается площадкой для демонстрации своих далеко не самых лучших подсознательных характеристик.

Классификация Ле Сенна

Каково отличие здесь от теста на профессиональный тип личности Голланда? Разделение основано на биологических предопределенных качествах любого индивида. Можно сказать, что профессиональные типы Ле Сенна держатся на градации по темпераменту.

  • флегматики;
  • холерики;
  • сангвиники и проч.

Классификация Лазурского

Группы по А. Ф. Лазурскому основаны на разделении по практичности, материальному итогу той или иной деятельности. Ученый выделяет следующие профессиональные типы:

  • Непрактичные идеалисты и теоретики.
  • Реалисты-практики.
  • Смешанные типы: художественно-практический, научно-практический и проч.

Классификация Э. Ро

Одним из главных "конкурентов" теста Голланда на определение профессионального типа личности является классификация, предложенная американским психологом Энн Ро. Надо отметить, что профессией в своих исследованиях она считает не образование, а деятельность, которой человек посвятил большую часть своей жизни.

По Э. Ро мы можем выделить восемь групп:

  1. Сервис. Социальные работники, трудящиеся в сфере быта.
  2. Деловые контакты. Бизнесмены, агенты корпораций.
  3. Организаторы. Директора, топ-менеджеры.
  4. Работающие на открытом воздухе. Это лесничие, рыбаки, трудящиеся в сельском хозяйстве.
  5. Технические профессии. Механики, инженеры, строители.
  6. Научные профессии.
  7. Культурные работники.
  8. Артисты.

Для каждой группы характерны особенности черт характера, психологические установки, проявление интереса к общению, взаимодействия в социуме.

Исследования Д. Гилфорд

Для профессионального самоопределения очень полезно знакомство с исследованиями американского психолога Джоан Гилфорд. Она нашла выдающихся представителей нескольких профессий, построивших блестящую карьеру. Составленный Д. Гилфорд тест из 653 вопросов для каждого респондента был направлен на то, чтобы определить, какие факторы позволили этим людям достичь головокружительных высот.

Психолог выяснила, что у каждой профессии свой "секрет успеха". Например, журналисты не представляли своей жизни без общества, ценили эстетические направления. Предпринимательство, точные науки вызывали у них антипатию. Это эмоционально неустойчивые, даже раздражительные люди. Не любят четко планировать свою жизнь, а предпочитают неожиданные решения.

Теперь вы знакомы с самыми известными классификациями профессиональных типов личности. Самой популярной из них является основанная на тесте Дж. Голланда.

Если Вы когда-либо задавались вопросами о том, что такое профориентация, как выбрать профессию, кем быть и где учиться, как избежать ошибок при выборе будущей специальности, какие виды профориентации существуют и доступны каждому человеку независимо от возраста, то этот материал даст Вам ответы на всё вышеперечисленное и даже больше. Начав с базовых понятий, Вы постепенно узнаете всю необходимую информацию в кратком виде для первых шагов в нелёгком пути выбора первой профессии или осознанного исправления ошибок молодости и получения новой специальности.

Что такое профориентация

На определённом этапе жизни каждому человеку приходится принимать одно из наиболее важных решений в своей жизни: определиться со сферой образования и выбрать профессию. Как показывает практика, многие люди испытывают затруднения в выборе карьерного пути по самым разнообразным причинам. Эти причины заметно отличаются в зависимости от возраста и положения человека, но есть и присущие практически всем без исключения. Попробуем разобраться с профориентацией в России, начав с самых основ и постепенно двигаясь к стоящей у многих проблемы профориентации и выбора дальнейшей профессии.

Профессиональная ориентация (профориентация, выбор профессии, ориентация на профессию, профессиональное самоопределение) – это комплекс действий для выявления у человека склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на помощь в выборе карьерного пути людям всех возрастов.

Понятие профориентации появилось в результате слияния двух слов из разных языков: латинского profession (род занятий) и французского orientation (установка).

Профориентация базируется на психологии, социологии, экономике, философии, праве и медицине.

К сожалению, в настоящий момент не ведётся какой-либо масштабной и системной работы для помощи в профессиональном самоопределении, начиная со школьников и заканчивая взрослыми людьми. И если для взрослых подобная профориентационная работа частично ведётся службами занятости населения, хотя и рассматривается больше как дополнительная услуга, то в школах профориентация школьников отдана на откуп администрации и учителям. К счастью многие понимают всю важность выбора профессии и устраивают различные мероприятия, направленные на выявление у учеников склонностей и способностей к той или иной профессии. В числе таких мероприятий можно назвать психологические тестирования, экскурсии на предприятия, уроки с презентациями профессий и многое другое.

Таким образом, в целом, процессы помощи молодому поколению с выбором профессии находятся в довольно плачевном состоянии и сильно зависят от людей на местах. Однако тот факт, что помочь определиться с профессией своему ребёнку может каждый родитель не может не радовать. Информационные ресурсы и разнообразные профориентационные тесты значительно облегчат процесс выбора и помогут принять верное решение.

«Кем стать?» или как выбрать профессию правильно

Выбор профессии – это одно из самых важных решений, который зачастую определяет всю дальнейшую жизнь, и легкомысленное отношение к нему совершенно неуместно.

Перед тем, как начать выбирать интересный карьерный путь необходимо прислушаться к себе и определить наиболее важные именно для Вас критерии будущей профессии. Условно причины выбора той или иной профессии можно разделить на две группы: внешние и внутренние.

Внешние причины выбора профессии


Внутренние причины выбора профессии

  1. Интерес – наряду со способностями одна из важнейших причин к выбору той или иной профессии. Наличие интереса может компенсировать недостатки в других областях, таких как: склонности, таланты, знания и тому подобных.
  2. Физические возможности – если у Вас аллергия на пыльцу, то ботанические и аграрные профессии с высокой степенью вероятности окажутся недоступными. Для музыкантов необходимо наличие слуха, для певцов голоса, повара и дегустаторы не смогут обойтись без развитых от природы вкусовых рецепторов. Исключения, конечно же, бывают, но они редки и больше подтверждают правило.
  3. Наличие склонностей, талантов, способностей – уже в детских садах и школах становятся видны склонности к разным видам деятельности. Если человек в школе с трудом осваивал математику и физику, то вряд ли ему стоит связывать карьерный путь с этими направлениями.
  4. Возможность самореализации – естественное желание быть мастером своего дела, расти и развиваться как профессионал.

Несомненно, мы привели далеко не все причины связанные с выбором профессии. Более подробно с ними можно ознакомиться в нашем материале Основные причины выбора профессии.

Важность профориентации

В современном мире существует огромное количество профессий и с развитием общества постоянно появляются новые. Найти подходящую для себя – нелёгкая задача, подчас требующая умения разобраться в себе: знать свои слабые и сильные стороны, адекватно оценивать физические и умственные возможности, быть готовым постоянно учиться и усваивать большие объемы знаний.

Наиболее успешен в своей карьере тот человек, который с радостью ходит на работу как на праздник, а это возможно только при грамотно проведённой профориентационной работе. В лучшем случае такая работа продолжается на протяжении всей жизни человека, начиная с детского сада и школы и продолжаясь на рабочем месте. В разном возрасте профориентация решает различающиеся проблемы: в школе это вопрос выбора профессии, а в организации может быть адаптацией к процессу труда.

В России значительно ослабли позиции значимости трудового воспитания подрастающего поколения. Свою роль в этом процессе сыграли как средства массовой информации, формирующие преимущественно потребительское отношение к жизни, так и значительное разделение престижности профессий, пусть и не всегда совпадающее с действительностью. Молодежь мечтает о возможности сделать лёгкую и быструю карьеру в экономической или юридической сферах, в то время как наука, работа руками и сельское хозяйство часто воспринимается как работа для неудачников. Однако грамотный специалист на крупном предприятии может получать значительно большую зарплату, чем очередной экономист в офисе.

Заметно увеличилось и количество людей работающих не по полученной специальности, особенно сильно эта тенденция прослеживается среди выпускников высших учебных заведений. Таким образом, рынок труда за счёт государственных средств, ушедших на образование студента, насыщается бесполезными специалистами.

Эти и другие проблемы может решить грамотно и вовремя проводимая профориентация, начиная с детского сада и на протяжении всего времени обучения в школе и средне-специальных или высших учебных заведениях.

Функции профориентации

Профориентационная работа включает в себя диагностическую, организационную, информационную и профилактическую функции.

Диагностическая функция

  • Выявляет способности и склонности человека к тем или иным видам деятельности
  • Находит положительные качества личности
  • Изучает познавательные интересы детей и взрослых
  • Исследует влияние родителей и близких людей на выбор ребёнком профессии
  • Выявляет стремления и намерения учащегося при выборе профессии и дальнейшего обучения
  • Определяет адекватность оценки человеком своих достижений и успехов и их взаимосвязь с различными видами деятельности

Организационная функция

  • Организует культурно-досуговую и социально-значимую деятельность
  • Организует передачу опыта и впечатлений от работающих специалистов
  • Знакомит с многогранным и разнообразным миром профессий
  • Помогает в самореализации и развитии заложенного природой потенциала
  • Проводит разнообразные мероприятия по профориентации (знакомство с профессиями, экскурсии на предприятия, конкурсы и так далее)

Информационная функция

  • Проводит информационные мероприятия и кампании по вопросам получения образования, имеющихся специальностях в учебных учреждениях, правилам приёма и проходных баллов ЕГЭ и ГИА.
  • Информирует о текущей ситуации на рынке труда и планируемых переменах

Профилактическая функция

  • Уменьшает количество ошибок при выборе профессии
  • Предупреждает неправильное восприятие имеющихся на рынке труда профессий

Более подробный разбор ошибок и методов их преодоления в отдельном материале — .

Виды профориентации и профориентационных услуг

Существует 4 основных направления профориентационной работы. Все они по-своему важны и для эффективной работы обычно используются комплексно.

  1. Профессиональное информирование – знакомство людей с многообразием видов возможных профессий в современном обществе. Сбор, обработка и публикация информационных материалов о состоянии рынка труда и образовательных услуг, их перспективами развития. Также включает в себя информирование о формах профессий, требованиям к ним для будущих специалистов и возможностях профессионального роста.
  2. Профессиональный подбор (профотбор) – определение степени соответствия и пригодности человека как профессионала к определённому рабочему месту или должности на основе должностных инструкций и нормативных требований.
  3. Профессиональное консультирование – большое количество предлагаемых видов помощи человеку в профессиональном определении для принятия им самостоятельного, осознанного решения в непростом вопросе выбора профессии. Также помогает определить дальнейшие направления профессионального обучения и трудоустройства с учётом возможностей конкретного человека, его психологических и психофизиологических возможностей наряду с предъявляемыми требованиями рынка труда.
  4. Психологическая поддержка – диагностика и корректировка психического состояния человека, психологическое сопровождение его профессиональной деятельности. Помогает адаптироваться к имеющейся ситуации, повысить психологическую компетентность, снизить случаи профессионального выгорания и деформации специалистов.

Кроме общих направлений стоит выделить и отметить частные виды профориентационной работы и предоставления услуг:


Заключение

Владея всей вышеперечисленной информацией, для Вас не составит труда не попасться на удочку шарлатанов, которые, расплодившись в большом количестве, предлагают пройти якобы бесплатные профориентационные тесты в интернете, внезапно требуя оплату для получения результатов, а начать осознанный, самостоятельно выбранный, путь к профессии своей мечты.

Если же вопросы ещё остались или хочется узнать более подробную информацию по той или иной тематике, то этот сайт сделан специально для помощи Вам. Здесь Вы найдёте большое количество новостей и материалов, раскрывающих все аспекты выбора профессии, подготовки к ЕГЭ и ГИА, а также возможность пройти тесты на профориентацию онлайн. Все наши тесты совершенно бесплатны и результат доступен сразу же после прохождения.

Искренне и от всей души желаем Вам решить все вопросы на тему «Кем стать?» и выбрать профессию по душе.

2.1 Соотношение понятий «профессиональное определение» и «выбор профессии»

Существует два подхода к определению понятия «профессиональное самоопределение». Одна группа авторов считает, что профессиональное самоопределение созвучно с выбором профессии, другие, и эта точка зрения в настоящее время является наиболее распространенной, что синонимом является понятие «профессиональной идентичности». Так как, дословно, это то, как «определяет себя профессионал». Е.А.Климов уточняет, что такой подход совсем не означает отсутствие профессионального самоопределения у людей, только выбирающих будущую профессию, т.к. «потенциально он – профессионал: он – будущий профессионал» . Н.Н.Гордеева считает, что проблема профессионального самоопределения становится особенно важной в школьные годы. Такого же мнения придерживаются Е.Ю.Пряжникова и Н.С.Пряжников, приведем цитату из их работы «Профориентация»: «Сущность профессионального самоопределения состоит в поиске и нахождении личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также в самом процессе самоопределения» .


2.2 Проблематика понятия «профессиональное самоопределение» в разных психологических школах (гуманистическая, экзистенциальная психология и культурно-историческое направление)

Е.Ю.Пряжникова и Н.С.Пряжников сравнивают понятие «самоопределение» с такими понятиями как «самоактуализация», «самореализация», «самотрансценденция». Об этом писали такие известные гуманистические и экзистенциальные психологи, как А.Маслоу (он считает, что увлеченность значимой работой – одна из главных детерминант самоактуализации), К.Ясперс и И.С.Кон (предполагают, что самореализация проявляется через труд, «дело», которое делает человек), В.Франкл (добавляет, что самоопределение это еще и самотрансценденция, способность выйти за рамки самого себя).

В рамках культурно-исторического направления проблему профессионального самоопределения рассматривают с другой стороны, например, С.Л.Рубинштейн и К.А.Абульханова-Славская пишут, что центральным моментом является самодетерминация, стремление занять определенную жизненную позицию, М.Р.Гинзбург говорит, что определение себя как профессионала образует ценностно-смысловую сферу личности, психологическое настоящее и будущее.

Мы видим, что профессиональное самоопределение рассматривается в разных психологических школах по-разному, но есть константа: представление этого процесса как центрального для личностного развития. Отсюда мы можем сделать вывод, что результатом неправильного хода профессионального развития и становление личности может быть тотальная деструкция, потеря смысла, личностной идентичности, невозможность достижения самореализации.


2.3 Особенности профессионального самоопределения на разных этапах профессионального развития личности

Поскольку в предыдущем параграфе мы решили, что профессиональное самоопределение и профессиональное развитие – процессы неотделимые, необходимо понять, как первое реализуется в рамках второго.

Первые три этапа периодизации Е.А.Климова, это стадии предыгры (0 - 3 года), игры (6 - 8 лет) и овладения учебной деятельностью (6-8 лет - 11-12), на которых еще достаточно сложно выделить профессиональное самоопределение, поэтому мы будем говорить о развитии мотивации и общего положительного отношения к трудовой деятельности. Если последовательно опираться на концепцию В.Д.Шадрикова о психологической системе деятельности, мы увидим, что первая ступень – это развитие именно мотивационной структуры: "В процессе дальнейшего освоения профессии, в ходе обучения и трудовой деятельности происходит развитие и трансформация мотивационной структуры субъекта деятельности. Это развитие идет в двух направлениях: во-первых, происходит трансформация общих мотивов личности в трудовые; во-вторых, с изменением уровня профессионализации изменяется и система профессиональных мотивов" .

Стадию оптации (11-12 лет - 14-18), следует рассмотреть более подробно.

Кто такой оптант? Человек, который либо озабочен проблемой выбора (подростковый и юношеский возраст) или находится в ситуации вынужденной перемены профессии (если мы рассматриваем ситуацию, когда человеку нужно проходить по стадиям периодизации еще раз, такое же явление может произойти и в возрастном развитии из-за психологической или физической травмы) и делает этот выбор. Этой фазе соответствует процесс профессионального определения как первый шаг к профессиональному развитию личности.

Следующая стадия - стадия адепта. Здесь мы говорим о стартующем профессионале, человеке которые сделал выбор пути на предыдущем этапе и теперь начинает осваивать необходимые знания и навыки. Длительность этой фазы зависит от сложности профессии и требуемого уровня квалификации.

На следующем этапе "ребенок" начинает делать первые самостоятельные шаги - фаза адаптации молодого специалиста к работе. Происходит привыкание человека к производственной деятельности, осуществляется усвоение профессиональных и социальных норм, все это сопровождается некоторыми личностными изменениями. Один из самых важных процессов на этом этапе - формирования отношения к своей деятельности. Климов пишет о том, что на следующем этапе положительное отношение уже сформировано, но не упоминает о том, что произойдет если сформируется негативное отношение. С моей точки зрения, это приведет к кризисам личности и невозможности дальнейшего развитие, как следствие деградации, либо возвращение в фазу оптации.

Фаза интернала, здесь мы видим уже опытного работника, которые может вполне самостоятельно, надежно и успешно справляться с основными профессиональными функциями на данном трудовом посту. Интернал получает признание коллег и, значит, по Шадрикову приступает к формированию индивидуального стиля деятельности. Если на этом этапе человек достаточно успешен - профессиональное развитие идет очень быстрыми темпами, но в какой-то момент замедляется и здесь уже можно говорить о волевой регуляции профессионализации - дополнительном обучении, тренингах и прочих средствах, которые будут рассмотрены ниже.

По мере профессионального развития и выслуги лет работник переходит в фазу мастерства. Здесь он может решать достаточно сложные задачи, с которыми справятся далеко не все его коллеги. Он выделяется или какими-то специальными качествами, умениями, или универсализмом, широкой ориентировкой в профессиональной области.

Хороший специалист обычно приобретает известность в своей профессиональном кругу или даже за его пределами. Если немного отойти от периодизации Климова в современную ситуацию на рынке труда и методы набора персонала - профессионал этой фазы является "мишенью для хедхантера", то есть его пытаются "переманить" в другие организации. Это фаза авторитета. Важно, что даже если на этом этапе карьеры работник уже не имеет столько сил и энергии, он все равно успешно решает профессиональные задачи за счет большого опыта, способности организовать работу и окружить себя помощниками.

Авторитетный профессионал имеет достаточно опыта для его передачи, более того, в большинстве случаев, у него формируется потребность в этом, в силу возраста, уровня самосознания и самооценки. Поэтому в фазе наставничества у человека появляются ученики, последователи и единомышленники, обучение которых помогает его жизни оставаться наполненной смыслом.

Особенности стадий профессионального развития – это отсутствие точных возрастных границ, что отмечает сам Климов, он объясняет это различиями в условиях жизни и культуре. Может произойти резкий обрыв на любой из стадий и возвращение к оптанту, в том случае, если профессионал по каким-либо причинам решил освоить новую профессию.

А.К. Маркова предложила свою периодизацию профессионального развития на основе критериев профессионализма личности.

Маркова предполагает, что, несмотря на то, что у разных людей наблюдаются разные пути к профессионализму, каждый проходит через определенные вехи и выделяет допрофессиональный уровень, в котором существует этап первичного ознакомления с профессией.

От допрофессионального уровня работник переходит к профессионализму, последовательно овладевая качествами профессионала, усваивая нормы и правила. Этот уровень объединяет фазы адаптанта и интернала по Климову и включает в себя этапы адаптации человека к профессии, самоактуализации и гармонизации с профессией.

Если человек включает свою деятельность творчество и новаторские идеи – это уровень суперпрофессионализма, «выход человека за пределы профессии», если в отдельных случаях на этом уровне происходит овладение другими, близкими профессиями, человек становится профессионалом – универсалом. Уровень суперпрофессионала включает в себя следующие этапы: свободное владение профессией в форме творчества, свободное владение несколькими профессиональными приемами перехода, творческое определение себя как личности профессионала.

Также Маркова выделяет уровень постпрофессионализма, который соответствует фазе наставника у Климова, однако связывает говорит о завершении профессиональной деятельности, тогда как Климов не включает этот процесс в периодизацию.

Уникальным в концепции Марковой является уровень непрофессионализма, как отсутствие необходимых профессиональных знаний и умений. При этом человек разворачивает внешне активную трудовую деятельность, но при этом наблюдаются деформации такие как неэффективность работы, трудоголизм и исключение личностного развития, ущербность духовно-нравственных ориентиров.

Здесь автор уточняет, что некоторые люди могут надолго «застрять» на одном из этапов, одной из причин она называет определенные противоречивые тенденции (например, «противоречие между саморазвитием и самосохранением: саморазвитие требует интенсивно вкладывать все силы и ускорять профессиональный рост, а самосохранение диктует необходимость рассчитывать силы на весь жизненный марафон» (Маркова)), которые в свою очередь могут привести к кризису профессионального развития.

Еще один ученый, который разработал собственную периодизацию – Дж. Сьюпер. Особенность его концепции – направленность на то, к чему человек стремится, в чем испытывает потребность по ходу профессионального становления. Периодизация состоит из 4 основных этапов:

Этап роста (0 – 14 лет) развитие интересов и способностей, выявление своих предпочтений.

Исследовательский этап (14-25) апробация своих сил, попытки разобраться в своих потребностях, интересах, ценностях, способностях и возможностях – в результате выбор профессии и начало ее освоения.

Этап утверждения (25-44) стремление утвердиться в избранной профессии, обрести профессиональное мастерство и статус, упрочить свои позиции в обществе. К концу – снижение вероятности смены профессии.

Этап спада (65 ->) угасание физических и умственных возможностей и, как следствие, уменьшение профессиональной активности либо прекращение трудовой деятельности.

Концепция Сьюпера важна в рассмотрении потому, что она разработана для других социо-культурных условий, что определяет ее отличия от предыдущих. К тому же, он отметил, что переход от этапа к этапу может осуществляться не только последовательно, но и параллельно, возможно повторное прохождение этапов, откаты и кризисы.

Процесс выбора профессии молодым человеком осуществляется в три этапа: выбор профессии в детском возрасте (до 11 лет) на основе фантазии, пробный выбор профессии в подростковый период (11-17 лет) и реальный выбор профессии, начиная с 17 лет и до полного взросления .